“Я говорю с тобой из Ленинграда..."

06 февраля 2011 3014

27 января, согласно календарю памятных дат, считается Днем воинской славы России. Именно в этот день 67 лет назад была полностью и окончательно снята блокада Ленинграда. В Сергиевом Посаде проживают 43 человека, переживших ужасы блокадных дней.

В детской библиотеке на Угличе в рамках мероприятий по программе патриотического воспитания детей и подростков "Россия — Родина моя" прошел урок мужества для учеников 6-7 классов школы №11.

Учащиеся 7 класса под руководством своего классного руководителя М. В. Сыровой подготовили впечатляющую литературно-художественную композицию, сопровождавшуюся показом слайд-фильма "Блокада Ленинграда". Как приговор войне и фашизму звучали горькие факты и цифры об этой драматической вехе в истории нашей страны. 900 дней и ночей длилась героическая оборона города на Неве. За время осады фашисты обрушили на жителей 102 520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы, выпустили 150 000 снарядов. Около 700 тысяч ленинградцев погибли от артобстрелов, бомбардировок и голода. Ребята прочли скорбные строки из знаменитого на весь мир дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, который фигурировал в качестве обвинительного документа против нацистов на Нюрнбергском процессе.

Полковник медицинской службы в отставке, член президиума районного Совета ветеранов Виктор Булавко рассказал о том, что в последнее время со стороны историков некоторых западных государств и США производятся активные попытки фальсифицировать исторические события Великой Отечественной войны. "Вторая мировая война не закончилась, — сказал Виктор Константинович. — В наше время ведется борьба за умы. Военные действия перешли в информационную плоскость. И, к сожалению, эту информационную войну мы проигрываем". Ветеран призвал подрастающее поколение изучать историю своей страны, помнить об уроках Великой Отечественной войны, ценить нашу Победу.

"Ад на земле" — такими словами охарактеризовала пережитые блокадные дни Хава Хамзеевна Булавко, которой в начале осады Ленинграда шел шестой год. Детские впечатления, как известно, самые яркие и сильные. Блокадница рассказала об ужасе бомбардировок, о темноте и духоте в бомбоубежищах, когда нестерпимо хотелось пить, не было еды. Семье Хавы Хамзеевны повезло: маму с тремя детьми, среди которых она была самой старшей, эвакуировали по дороге жизни. Во время эвакуации налетели немецкие самолеты и начали бомбить машины, на которых везли детей. Но, слава Богу, машина, в которой была маленькая Хава, осталась целой. И ей вместе с семьей удалось вырваться из осады.

Юрию Васильевичу Корнилову в начале блокады было всего три года. Но он на всю жизнь запомнил кресты на окнах домов (чтобы стекло не трескалось во время бомбежек), запомнил внезапные отключения электричества, а также строгий запрет старших не включать вечером и ночью свет. "Не хватало воды, — вспоминал Ю. В. Корнилов, — ленинградцам, в том числе и моим родителям, приходилось ходить за водой к Неве. В первые же дни осады во время фашистских авианалетов были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. Наступил голод". В апреле 1942 года Юрия Васильевича вместе со старшим братом эвакуировали. Родители остались в Ленинграде. Машины шли по Дороге жизни ночью, поскольку днем этот единственный путь, соединяющий осажденный город с "большой землей", ожесточенно обстреливался немцами. Была весна, уже начало сильно подтаивать, некоторые машины проваливались и уходили под лед, погибали люди. Родители Ю. В. Корнилова, которые остались в осажденном городе, погибли во время блокады. Сколько ни пытались Юрий Васильевич и его брат найти о них хоть какую-то весточку — все оказалось напрасно. Не осталось не то чтобы могилки, даже фамилий на мемориальной доске на Пискаревском кладбище.

Владимир ПИМОНОВ

Газета "Вперед"