Учит, как верит

03 марта 2011 2312

Учит, как веритВ январе этого года учитель мировой художественной культуры из краснозаводской школы № 1 Елена Истомина была названа лауреатом всероссийского конкурса “За нравственный подвиг учителя”.

Победа в православном педагогическом конкурсе стала итогом масштабной подвижнической работы, которая началась далеко не вчера. Педагог не только по диплому, но и по зову сердца, не знавшая другой работы, кроме школы, и искренне считающая ее вторым домом, имеет за плечами несколько десятилетий преподавания и среди учеников свою главную награду — репутацию — завоевала давным-давно.

Победу Елене Евгеньевне присудили в номинации “Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи”. За официальной формулировкой скрывается живое школьное литературно-творческое объединение, включающее в себя и театральную студию, и художественные классы, и даже редакцию газеты.

В классах краснозаводской первой школы, изначально задумывавшейся как госпиталь, даже после занятий не бывает скучно. Широкие коридоры пустуют, но в классах идет творческая работа.

По словам Елены Истоминой, главная ее аудитория — средние и старшие классы. Каждое занятие не похоже на другое. “Мы стараемся использовать все возможности школы для внеклассного интеллектуального развития ребят, — говорит педагог, — стремимся создать развивающую среду для раскрытия творческих способностей, сделать так, чтобы у ученика появилась потребность в новых знаниях”.

На этих занятиях находится время на то, что обычно остается за кадром во время обычных уроков. Здесь говорят о трагедии Николая II и его семьи, инсценируют страницы литературных произведений — после того как книжные персонажи обретают реальное воплощение, школьники наверняка начинают воспринимать по-другому тех же Машу Миронову и Петра Гринева из “Капитанской дочки”. Размышляют о подвигах солдат, в том числе и на чеченской войне.

Простор для самостоятельного творчества безграничен: ученики могут скопировать картину известного художника или сделать собственную работу, самостоятельно подготовить слайд-шоу об Андрее Рублеве или Куликовской битве, предложить сюжет для нового спектакля или написать статью.

Публикации выходят в школьной газете. На ее страницах можно обсудить внутришкольные проблемы (например, в одной из заметок юный журналист рассказывает, как постигал азы профессии учителя в День самоуправления) или порассуждать о житейских ситуациях — в любом случае, у автора будет верный читатель. Как говорит Елена Истомина, в школьной газете ученики позволяют себе излагать мысли более свободно и самостоятельно.

Сама она родом из Северодвинска, что в Архангельской области, учитель русского языка и литературы по специальности, продолжатель семейной традиции. Сейчас, помимо своего основного предмета — мировой художественной культуры, Елена Истомина проводит уроки духовного краеведения.

В Краснозаводск она переехала вслед за дочерью-иконописцем, вышедшей там замуж. Как сама говорит — нянчиться с внуками, но поняла, что постоянно дома сидеть не может. Так продолжилась ее педагогическая практика в Сергиево-Посадском районе.

Что ее удивило на новом месте, так это то внимание, которое уделяют предметам так называемого духовно-нравственного цикла. С другой стороны, это вполне объяснимо, поскольку сама местная история к этому более чем располагает.

Прошедший год был насыщен событиями, и, похоже, происходящее в школьном литературно-творческом объединении в равной степени увлекает как его участников, так и руководителя. Было много конкурсов, встреч, собраний. “Интересно, что дети в объединении начинают проявлять таланты, которые прежде за ними не замечали”, — делится наблюдениями преподаватель.

Но и в личном плане для Елены Истоминой этот год спокойным не назовешь. Победа на всероссийском этапе конкурса “За нравственный подвиг учителя” стала возможной после серии успешных выступлений на районном и областном уровнях. “Я чувствовала ответственность еще и потому, что успех — это не только моя работа, но и работа моих коллег”, — благодарит она сослуживцев за успех на конкурсе.

Педагог предлагает скептикам переменить отношение к школе. Она призывает увидеть и вдохновение, и любовь, и взаимопонимание, которые одинаково понятны людям разных культур и традиций. Главное — не судить предвзято о людях, которым не безразлична судьба поколения, идущего им на смену.

Владимир КРАЕВ
Газета "Вперед"