Споры на берегу

18 апреля 2011 3341

Есть жалобы, которые тянутся годами и края им не видно. В доводах недовольных часто присутствует здравое зерно, у жалобщиков хватает сил поддерживать спорную тему на слуху. Но сама проблема не решается, кочует дальше без всяких надежд на разрешение или хотя бы на согласие спорящих сторон.

Споры на берегу

В селе Деулино уже лет пять спорят о судьбе небольшого пруда рядом с храмом. Одни говорят, что пожарный водоем у церкви выкопали много лет назад и со своей ролью он вполне справляется. Другие считают, что небольшой искусственный водоем загрязняется, а мог бы стать зоной отдыха для местных жителей.

По какому бы поводу мы ни приезжали в село, разговор рано или поздно обязательно касался пруда. Прямо какая-то местная достопримечательность — споры на берегу кладбищенского водоема. Недавно редакция вновь получила письмо из Деулина. Удивительно, словно и не было пяти лет, все аргументы — слово в слово из наших прежних разговоров с сельчанами. Признаться, нам уже и самим захотелось найти ответ на вопрос о предназначении здешнего водоема. А заодно разобраться и с другими претензиями местных жителей.

Жалоба

Электронное письмо в газету отправил Виктор Саенко, но автор письма определенно женщина. Озаглавлено послание: "Жалоба". В письме говорится:

"Прошу помочь в сложившейся ситуации. Я проживаю в селе Деулино. Дорога от автобусной остановки до деревни проходит мимо храма. Его настоятель построил себе дом рядом с церковью и обнес забором прилегающую территорию... Вдоль забора протоптана тропинка, по которой должны ходить люди. За состоянием дорожки никто не следит. И сейчас пройти невозможно, а зимой я провалилась по пояс. Весной с крыши дома сходит снег, тропинку перегораживают сугробы, летом здесь крапива. А людям надо на работу, старикам — в город за хлебом. Для нас это единственный путь, можно сказать, дорога жизни".

Беспокоит читателя и состояние небольшого пруда, что рядом с храмом. В водоем проведена труба, по которой якобы сливается вода из подвала храма.

Кто должен обустроить «дорогу жизни»?

В Деулино отправляемся без предупреждения и в отвратительнейшую погоду. Сыпет снег вперемешку с дождем. Сразу направляемся к "дороге жизни" — тропинке между высокой металлической оградой храма и соседним забором. На пешеходную дорожку оставлено пространство всего в один шаг. Двум прохожим в шубах разойтись на этих деулинских "просторах" мудрено. Тем более что следы на тропе уходят вглубь на полметра. Можно так увязнуть, что без подмоги не выбраться. И как угадать, где ставить сапог, чтобы не провалиться в снежную западню и не переломать ноги?

Споры на берегу

Осторожно подходим к тому месту, где к забору примыкает со стороны церковного двора постройка. Как и говорится в письме, скат крыши целит как раз на пешеходную дорожку. Сразу видно, что снег за эту обильную осадками зиму сошел с крыши не раз. Тропинка превратилась в плотный высокий бугор. А ведь если сойдет с кровли снежный поток, прикидываем мы с фотокором, пешеходу и отскочить-то некуда в этом металлическом снежном "вольере". Так и припечатает снежным залпом к противоположному забору. По всем нормам техники безопасности здесь требуется навес, который защитит пешехода от обрушения снега с кровли.

В Сергиевом Посаде, к которому теперь относится село Деулино, с расчисткой тротуаров очень напряженно. Горожане намучались за зиму на нечищеных дорожках. Но им и не снились сельские тропы к большой дороге и автобусной остановке. В пик снегопадов некоторые автобусные павильоны на шоссе дорожники буквально откапывали из-под снега. А кто же позаботится о расчистке сельских пешеходных дорожек? Речь идет не о тропках к калитке — о единственной пешей дороге в сотню метров к автобусу для выезжающих на работу и отправляющихся в магазины за продуктами.

За церковной оградой пейзаж резко контрастирует с сельским «тротуаром». Наглядный упрек городскому поселению, к которому относится Деулино. Вот бы этой ухоженной дорогой пройти к шоссе, прикидываем мы и толкаем металлическую калитку. Она открыта, значит, альтернатива все-таки есть? Через церковное подворье можно пройти в течение дня, подтверждают служители храма. А вот в позднее время церковные ворота на замке и придется рисковать ногами на темной нечищеной тропе вдоль заборов.

Настоятель храма отец Виктор согласен с тем, что тропинка вокруг храма не ухожена.

— Но не можем же мы чистить дороги в селе, — говорит он. — Свою территорию содержим в порядке, и в дневное время проход здесь открыт. Жители, как и прежде, могут пользоваться коротким путем к дороге. Но ухоженный церковный двор нравится не всем. Нам часто незаслуженно ставят в укор нечищеную дорожку по соседству и другие проблемы села. Зачем же сердиться на чистоту во дворе храма? Почему не подумать о том, как и в других местах навести порядок?

Согласимся с настоятелем в том, что не он должен "натаптывать" тропы в Деулине. Что это забота сельского самоуправления — следить за состоянием дорог. Деревенские жители говорили, что основной сельский проезд дорожники зимой чистили. Кто-то должен взять под опеку и основные пешеходные дорожки. А для этого надо учиться грамотно ставить вопросы перед властями поселения.

Как пожарный пруд сделать сельским водоемом?

Но вот труба из подвала храма, минуя церковный двор, действительно упирается в пруд. С этим фактом не поспоришь. Спрашиваем у отца Виктора, что он может ответить на эти претензии деревенских жителей. Правда ли, что самые радикальные сельские экологи обещали законопатить трубу из храма цементом?

— Такие угрозы звучали, но до действий, к счастью, не дошло, — говорит настоятель. — Недовольные жители приходили с упреками в храм, и мы мирно объяснились. Я показал сельчанам, что это не механическое выкачивание воды из подвала. Откачку скопившихся вод мы производим периодически насосом в автоцистерны. А труба установлена по рекомендациям профессиональных экологов Лавры. Мы приглашали экспертов, и они дали совет, как отводить от нижних этажей храма грунтовые воды, чтобы они не собирались в подвале. В полном соответствии с рекомендациями мы и выполнили дренажный сток.

Настоятель добавляет, что поверхностных потоков талой воды и ливневого стока с кладбища водоему, расположенному ниже и в непосредственной близости от него, никак не избежать. И горы грязного снега с обочин дороги, которую чистили зимой, тоже стекут в водоем. Именно так исторически и был задуман пожарный пруд, который заполняется талой водой и служит страховкой от главной деревенской беды — огня.

И главный аргумент в споре: отец Виктор предложил жителям проверить, что чище — вода в пруду или дренажный сток в трубе. Настоятель готов поручиться, что профильтрованный грунтом сток превзойдет по качеству воду в пруду. Но, как мы выяснили, ни одна из сторон провести обследование пруда не захотела. Вот тут, на наш взгляд, и кроется секрет "долгоиграющей" жалобы. Не хотят деулинцы довести дело до конца и воспользоваться имеющимися для этого возможностями.

Интересуемся в отделе контроля за состоянием водоемов в районном отделении Роспотребнадзора, не обращались ли из Деулина по поводу своего пруда.

— Не было жалоб из села, — ответили нам специалисты санитарной службы. — Пожарными водоемами мы не занимаемся, а пруда для купания и отдыха в селе, по нашим данным, нет. Чтобы за водоемом был установлен санитарно-эпидемиологический контроль, жители должны обратиться к властям своего поселения и настоять на включении его в соответствующий реестр. С этого момента регулярно проводится экспертиза качества воды, выдаются заключения, можно купаться в водоеме или нет. Советуем жителям села так и поступить, если они оценивают свой пруд как зону отдыха и источник воды, используемой в быту.

В районном отделе экологии о жалобах деулинцев тоже ничего неизвестно.

— Мы занимаемся природными водоемами, — отвечают специалисты природоохраны. — Об искусственных прудах заботятся сами владельцы — деревни, дачные поселки, садовые товарищества. Хозяева чистят и благоустраивают самодельные водоемы. Но у жителей села есть право обратиться за помощью к властям Сергиева Посада и просить провести экспертизу качества воды в пруду хотя бы на микробиологию. Тогда будет ясно главное: можно ли вообще говорить об этом водоеме как о вероятной общественной зоне отдыха. У города есть все возможности провести экспертизу с минимальными затратами. В МУП

“Водоканал” есть соответствующая лицензированная лаборатория. Если сельские жители видят свой водоем как большее, чем пожарный пруд, им надо действовать. Районная экологическая программа поддержала уже целый ряд природоохранных проектов, за которыми были инициатива жителей и усилия властей поселений.

Светлана АНИКИЕНКО

 

Газета "Вперед"