Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

18 апреля 2011 6992

То ли товар, то ли экспонат, не то шедевр, не то ширпотреб — вещи в антикварном магазине порой невозможно классифицировать. В эти лавочки, где стирается грань не только между определениями, но и эпохами, стилями, идеологиями, мы и отправились. Зачем? Конечно же, чтобы узнать всю правду, поскольку вещи в отличие от людей всегда говорят правду, только правду и ничего кроме правды.

Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

Что продают

Впрочем, правда будет оставаться правдой до тех пор, пока не обнаружится, что это подделка. Так как же отличить настоящий предмет эпохи, красующийся на полке антикварного магазина, от ловкой фальшивки?

Не обладая специфическими знаниями, покупатель имеет немного шансов справиться с этой задачей самостоятельно. Утешает хотя бы то, что, как считается, сам факт присутствия предмета на прилавке уважаемого магазина уже есть некая гарантия подлинности. Мы попросили людей, имеющих непосредственное отношение к антикварному бизнесу в городе, подтвердить или опровергнуть это мнение.

По словам директора магазина “Антикварная лавка на Кукуевке” Олега Абрамова, продать саму по себе копию не страшно. Гораздо страшнее (в том числе и для репутации) продать, не предупредив, что это копия.

Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

К тому же, в “антикварках” часто встречаются и такие вещи, которые вряд ли кто-то будет подделывать. Как, например, ту же буденовку, что у Абрамова как-то купил Жириновский. Он просто пришел в магазин, надел и в своей манере выдал: “Сколько есть? Давай все, моим хлопцам!”

Бывший всероссийский телецелитель Малахов покупает в этом магазине серебро. Любимая миллионами актерская чета Лазарев и Немоляева приобретали фарфор и каслинское литье — дотошно-детально проработанные фигурки из чугуна и бронзы.

Олег Абрамов вспоминает, что общаться с людьми, демонстрирующими вершины интеллигентности и вкуса, — одно удовольствие.

Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

Нет ничего хуже в этой среде, чем прослыть дилетантом. “Чем дороже вещь, тем больше ответственность. И если ты сам не понял и отдал некую вещь по неадекватной цене — это признак некомпетентности”, — говорит директор магазина.

Однажды Олег Абрамов увлекся собиранием вещей, принадлежащих известным в нашем районе (или просто связанным с ним) людям. Получился своего рода музей при магазине. Выяснились интересные вещи. “Многие люди вообще ничего не знали о своем городе. В лучшем случае сергиевопосадцы что-то слышали о городе Сергия, а из современной истории им вспоминались только ЗЭМЗ и ЗОМЗ. С помощью краеведов тогда же были осуществлены две успешные акции — выставки “Капитан Печуро” (долгое время живший в нашем городе капитан первого ледокола “Ленин”) и “Шаги командора” (об основателе Троицкого снаряжательного завода в нынешнем Краснозаводске Владимире Рдултовском).

Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

Ему очень долго не хотелось расставаться с этой коллекцией. Приходили за ней разные люди, некоторые целенаправленно издалека отправлялись за ней в Сергиев Посад. Были и такие, которые с порога заявляли “Плачу!” и называли умопомрачительную сумму. Хотя коллекция все же разошлась по рукам, радует, что некоторые из этих рук оказались совсем не плохи. Например, многие вещи капитана Печуры были куплены Российским государственным музеем Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Кто продает

У нашего героя это увлечение родом из детства. Он прекрасно помнит свои “экспедиции” в Москву — как в третьем классе ездил на Ярославский вокзал, где в каком-то заветном ларьке продавались иностранные марки. От собирания марок перешел к собиранию... мебели. Сначала выискивал себе что-то для дома, а потом поиски стали работой.

Вопрос: какие из нынешних вещей в будущем смогут считаться антиквариатом? Оставит ли наше время с его массовым производством, конвейерами и “левым” товаром хоть что-то, издали похожее на антиквариат?

Олег Абрамов убежден, что непременно оставит. Есть расхожее мнение — любой предмет через пятьдесят лет становится антиквариатом. Однако ничего подобного! Старые пластмассовые пуговицы сегодня могут привлечь в лучшем случае старьевщиков, и вряд ли кто-нибудь рискнет назвать это, по большому счету, барахло антиквариатом.

Это вещь! Что интересного в антикварных магазинах Посада?

Важный критерий — мнение работников музеев. Если сегодня предмет вызывает у них интерес, значит, он будет антиквариатом. Например, радиолы — еще тридцать лет назад никто не воспринимал их как антиквариат, а потом неожиданно они превратились в предметы коллекционирования. Еще хороший пример — виниловые пластинки.

Далеко ходить не надо — антиквары предрекают отлично изданному малотиражному альбому, посвященному 90-летию нашего историко-художественного музея-заповедника, неплохие перспективы на антикварном книжном рынке.

Кто покупает

В девяти случаях из десяти хороший антиквар в два счета определит, что за человек зашел к нему в магазин. Упрощенно говоря, если в магазине нарисовался человек с пятилитровой банкой воды в руках, которую он очевидно только что набрал в Лавре, то с высокой долей вероятности этим человеком окажется турист, решивший просто убить время в ожидании своего автобуса.

Много среди поклонников антиквариата... местных депутатов, некоторые из них становятся постоянными покупателями. А вот иностранцы покупают мало. Причина в необходимости получать документацию на пересечение границы: ведь чтобы что-то из ассортимента антикварной лавки вывезти за границу, рядовому покупателю, как правило, нужно получить в Министерстве культуры удостоверение, подтверждающее, что исторической ценности его покупка не представляет.

Продавцы утверждают, что на их работе сказывается специфика Сергиева Посада. Местные магазины стараются подстраиваться под запросы паломников. Хороший пример: после причисления Николая II к лику святых стремительно взлетела популярность серебряных монет с его изображением. Серебро и раньше опускали в воду в гигиенических целях, а тут, оказывается, такое обстоятельство...

И еще интересный момент: многие отправляются в антикварный за иконой. Как выяснилось, написать новую на заказ выходит гораздо дороже, чем купить икону, написанную мастерами прошлого.

Люди, которые заходят в антикварный просто поглазеть, Олега Абрамова не раздражают. Раздражают хамы и те, кто пытается агрессивно отстоять свое невежество.

Пресловутый кризис не замедлил сказаться и на антикварных магазинах. Неурядицы убрали среднюю (и ниже среднего) прослойку. Раньше и дня не проходило, чтобы кто-то не купил какой-нибудь старый пятак — хотя бы сыну показать, мол, смотри, какая деньга. Теперь же эта категория покупателей почти исчезла.

А ведь еще совсем недавно настоящее дорогое красное дерево выкидывалось на свалку. Люди записывались в очереди на куцые стенки и серванты, а в это же время на помойках валялись дубовые резные двери буфета, которые дети утаскивали в лес и строили из них какой-нибудь “штаб”.

Наши собеседники убеждены: в народе с годами сложился миф, согласно которому антиквар — это тот, кто в первую очередь пытается всех обмануть. Такой подход они объясняют стереотипами, оставшимися со времен, когда любой предприниматель, а антиквар уж подавно, мог быть обвинен в спекуляции и упрятан за решетку.

“Вот Ефремов-младший в сериале “Участок” сыграл скупщика антиквариата, который приезжает в деревню и давай всех обмишуривать. Считаю, это была самая слабая его роль”, — говорит Олег Абрамов. И добавляет: “Видно, без желания он играл”.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ, Владимир КРЮЧЕВ

 

Газета "Вперед"

 

Директор антикварной лавки на Воробьевке Аркадий Ткач по нашей просьбе классифицировал основные категории любителей старины.

1. Коллекционеры. Покупают определенные, иногда экзотические предметы: аптечные пузырьки, винные бутылки, колокольчики, подстаканники, литье. Иконы — причем либо разных школ, либо какой-либо одной. Фотоаппараты, боны (вышедшие из употребления бумажные деньги), часы, серебро, подсвечники. Или даже фигурки слонов, которые покупает один сергиевопосадец, собравший их более тысячи.

2. Прикладники. Ищут для пользования: мягкую мебель, комоды, украшения, посуду, предметы интерьера. В цене добротное, настоящее и без примесей.

3. Случайные. Покупают по зову сердца, по принципу “чтоб было” или чтобы просто похвастаться. Диапазон: от древней иконы на кипарисовой доске до кухонной утвари.

4. Дарящие. Ищут примерно то же самое, но только не для себя.