УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ

30 марта 2007 4832

УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ Актриса, детектив и законодатель — какой другой директор школы готов воплотить в себе эти таланты? У Ирины Горшковой такое совмещение происходит абсолютно естественно. Она готова выйти на сцену школьного театра в смешном костюме. Способна по голосу безошибочно вычислить одного из своих подопечных, решивших по телефону “заминировать” родную 14-ю школу. И как дипломированный правовед время от времени пополняет школьную конституцию очередной статьей.

Мастер внеклассных церемоний

Директор — не обязательно диктатор. Уж кем-кем, а тираном Ирина Васильевна не слывет. Наоборот, остается только удивляться, насколько далеко в стремлении к свободе самовыражения может зайти сегодняшняя школа.

Она сразу же поддержала внеклассную инициативу своих учеников — президентскую республику. Отныне любой старшеклассник может занять пост школьного президента и стать полноправным выразителем идей сверстников. Считаться с ним будет даже директор.

В эти дни школа на Клементьевке как раз охвачена предвыборной горячкой, уже в третий раз. В импровизированной видеостудии записываются предвыборные ролики. Стены там и сям оклеены плакатами. На одном из них изображен ученик-кандидат с электрогитарой, призывающий голосовать за себя.

Гитара как выборный аргумент — изобретение этого года. Кандидаты-2007 как никогда поддерживают друг друга. А прежде были, говорят, и грязные технологии: распускались, например, слухи, якобы учительница по одному из предметов поставит пятерки тем, кто проголосует за определенного кандидата. Для самой учительницы это стало огромным потрясением, для директора Горшковой — не меньшим.

Она привыкла строить отношения на доверии. И учителя, и ученики называют ее сильные стороны: “Заботливая, внимательная, понимающая”. И тут же жалуются: “Не бережет себя, пытается охватить слишком много”.

Если в выходные в школе горят окна — сто процентов, что это директор за работой. А если она не в школе, то обязательно дома за компьютером, разбирает документы.

Призывы беречь себя на Ирину Горшкову пока не подействовали.

Загорск — Ярославль — Загорск

Учитель правоведения Галина Васильевна Осипенко приводит слова Фаины Раневской: есть три профессии, которым нельзя научиться. Актером, врачом и учителем можно только родиться. Ирина Васильевна Горшкова — живое тому подтверждение.

Ее педагогические и организаторские способности разглядели сразу. На втором курсе Ярославского пединститута она стала членом бюро областного комитета комсомола. Сегодняшним ученикам приходится объяснять, что это был высший орган молодежной организации целой области, и даже по нынешним временам это ого-го-го как серьезно.

Ирина Горшкова по основной своей специальности — преподаватель истории на английском языке. В семидесятые годы была модная тенденция: давать учителям расширенное образование. Основной предмет плюс иностранный. Ирина Васильевна мечтала о работе переводчика. Судьба распорядилась немного иначе, но до сих пор Ирина Горшкова гордится учебой в Ярославле, своим институтом, преподавателями и сокурсниками.

Да и будущего мужа она встретила там же. Евгений Юрьевич хоть и коллега (педагог по первому образованию и юрист по второму), но работает в совершенно другой сфере: занимается безопасностью крупного предприятия.

Источник сил

Совет мужа для Ирины Васильевны чрезвычайно важен. Горшкова смеется: “Я советуюсь с ним, как когда-то Горбачев советовался с женой! Правда, это не совсем советы — мне нужен взгляд со стороны”.

Мнение супруга стало решающим аргументом в том, чтобы дочь Настя начала карьеру модели. Настя Горшкова работает сегодня в Париже, олицетворяет всемирно известные марки и появляется на обложках модных журналов.

Как это часто бывает, подростком она очень переживала свой внезапный рост. И тогда папа сказал: “Ты поступишь в школу Зайцева и научишься понимать себя”. Он отвез ее на кастинг, и из тысяч кандидаток отобрали только несколько десятков человек. Среди них была и Настя. Дважды она становилась лицом выставки “Подиум-Экспо” в Москве, а вскоре ей предложили контракт во французском модельном агентстве.

Ирина Васильевна сегодня, похоже, избавилась от страхов (главным из которых стало ощущение нахлынувшей неизвестности, которое она испытала после прощания в Шереметьеве). Зато деловая дочь-модель научила маму-директора нюансам делопроизводства и бизнес-этики да и вообще в какой-то степени открыла мир.

Три года Настя живет во Франции, но почти каждый день в квартире Горшковых раздается телефонный звонок из Парижа. А уж приехать к маме на юбилей — это святое.

Резиновые сапоги и “коэффициент возвращаемости”

Коллеги вспоминают, что дети Ирины Горшковой в хорошем смысле не выделялись среди сверстников. Наоборот, когда в школе случалось ЧП и здание затапливало водой по колено, они, как и все, выходили ликвидировать последствия.

Ирина Васильевна наизусть выучила каждый сантиметр школы, ее подвалы и чердаки. На первых годах директорства резиновые сапоги стали для нее чем-то вроде униформы. Школа досталась ей не в лучшем состоянии. А лет директору тогда было всего чуть за тридцать.

Ее избрал коллектив. За совсем молодого специалиста проголосовали единодушно. Коллеги утверждают, что Ирина Васильевна — первый и единственный избранный директор в их школе. Всех остальных назначали “сверху”.

Ириной Васильевной называл тогда ее не каждый. “Директор Ира” — такой она была в глазах учителей, которые еще совсем недавно сами ее учили. Некоторые из них работают в школе до сих пор.

Сегодняшняя школа № 14 славится одним из самых высоких в районе “коэффициентом возвращаемости”: треть нынешних учителей — ее бывшие ученики. Так что директор не оказалась исключением.

Горшкова не прекратила учебу даже на директорском посту. Правоведом стала после того, как поучаствовала в программе Фонда правовых реформ по подготовке учителей. Сотрудничество с Фондом продолжилось, и школа стала базовой во всероссийском масштабе: здесь проводилась апробация учебников по правоведению. Программа была довольно интересной: школьники, например, писали правовые сказки.

Сказка быль, да в ней намек. Правовой

Что такое правовые сказки — человеку не юридического склада ума понять довольно трудно. Но у самих школьников сложностей, как правило, не возникает. Четырнадцатая школа первой в районе создала специализированные юридические и экономические классы, что вскоре сказалось на уровне подготовки учеников.

Об этом хорошо знают профессора московских вузов, куда поступают ребята, и... продавцы окрестных магазинов. Бесполезно спорить по поводу обмена товара и прочих подобных вещах с людьми, безукоризненно подкованными в области права. Именно ученики школы № 14 создали прецедент в городе: доказали местным продавцам сотовых телефонов, что те обязаны обеспечивать клиента резервным аппаратом на время ремонта его основной “трубки”. Спасибо директору-новатору.

Кстати, в тот день, когда мы разговаривали с Ириной Васильевной, в школе завершился очередной потребительский правовой ринг. За пирожными для общего чаепития в магазин пошел один из кандидатов в школьные президенты.

Ринг — тоже директорская идея. Римма Васильевна Двойных, учитель русского языка и литературы и завуч на протяжении почти 20 лет, утверждает, что корни инициативности директора — в ее семье и в ее первых педагогах. Ирина проделала путь от пионервожатой до директора. Этот путь не всегда был ровным и приятным. Он потребовал много усилий, о которых окружающие могут только догадываться.

Но вера в людей, внутренние силы и способность найти единственно правильный выбор Ирину Горшкову никогда не подводили. Неспроста любимый кинематографический образ учителя для нее — размышляющий и требовательный Мельников в “Доживем до понедельника”.

С кем бы мне ни довелось пообщаться в тот день в школе, каждый был искренен: через газету желали своему директору по случаю юбилея “крепкого-крепкого” (именно так!) здоровья, а еще радости, благополучия и успехов. К чему и мы, впередовцы, с радостью присоединяемся.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"