ЦАРЬДАРСКАЯ НЕЧИСТЬ

30 июля 2007 4724

ЦАРЬДАРСКАЯ НЕЧИСТЬСказки бабушки Евлалии

ТАБОЛКА

Разбирая газетные архивы, наткнулся на ветхую папку с тесемками. И вспомнилось...

С бабушкой Евлалией я познакомился много лет, вернее, десятилетий, назад. В то время веселой компанией молодых специалистов мы шастали по подмосковным лесам и долам от Никитских пещер до Дубненской поймы и от Ступинских разломов до Гремячих ключей.

Как-то в пятницу, отправившись в очередной поход выходного дня (заграничное слово "уик-энд" тогда мало кто употреблял), мы сошли с электрички на платформе "55-й километр", чтобы прогуляться до канала им. Москвы, но то ли кто-то нас попутал, то ли еще по каким причинам, решили мы вернуться домой. На ночь глядя, забрели в деревушку - десяток домов, где-то между Ляпином и Спас-Торбеевом, которую назову здесь Таболка. До нашего поселка оставалось часа два-три ходьбы, но уже стемнело, к тому же начал накрапывать затяжной осенний дождик. Еще и деревушка приглянулась каким-то отсутствием извечной рассейской грязи и других признаков никчемности существования. Забегая вперед, скажу, что, как нам рассказала бабушка Евлалия, будто основана была Таболка немецким колонистом во времена Екатерины и с тех пор... Но не об этом речь.

Чтобы устроиться на ночь, зашла наша веселая компания в один двор, другой, и почему-то везде нас предупреждали:

- Только не ходите на край деревни. Там живет злющая старуха... Настоящая ведьма.

Надо ли говорить, что именно к ней мы и отправились? И обнаружили занятную бабулю, у которой расположились на ночлег. А когда совсем стемнело...

ИСКУШЕНИЕ МАРФЫ

Не помню уж, чем мы угостили Евлалию Феодоровну в этот визит. В ту пору только появился в советском обиходе итальянский вермут "Бьянка" (2 рубля 50 копеек за литр), а может, оказался у нас куда более дефицитный рижский бальзам, изредка привозимый из прибалтийских командировок. Так или иначе бабушка Евлалия заметно приободрилась и, в ответ на наши вопросы о ее "ведьмаческой" репутации, принялась рассказывать. Похоже, что ее давно уже не баловали таким заинтересованным вниманием.

В начале того, уже прошлого века, когда была она совсем молоденькой, случилась в Таболке беда. Знахарку Марфу Руковишникову, пользовавшую всю деревню от болезней и немочей, попутал бес. Знамо дело: у вдовы обычай не девичий.

Марфа пользовалась уважением, потому как не только старых и малых лечила, но была доброй планетчицей, или, выражаясь по-современному, хорошим ветеринаром. А умение поднять на ноги занемогшую скотину ценилось у крестьян выше врачевания людских болезней.

Была Марфа, по мнению Лильки (так Евлалию звали сызмальства), женщиной пожилой, лет за тридцать, и был когда-то у нее муж, забритый на манджурскую войну, да сгинувший в вихре исторических катаклизмов. Отпомянула его. И вот замечают соседки не раз и не два, что вроде как затяжелела Марфа, а потом раз - и вроде бы нету ничего. Опять же расцвела поначалу Марфа налитой женской красой, справлялась со всякой работой и по дому, и в поле, что твои два, а то и три мужика, и чуть не вприпрыжку бегала по деревне, как молоденькая. Но долго ли коротко ли, принялась худеть-худеть, пока не остались одни кожа да кости. И уже лежит пластом который день, не встает.

Тогда Марфины детишки - Ванятка и Дуняша - любопытствующим бабам выплакали, что приходит к ним из печки такой гладкий весь из себя дядечка. Ванятку и Дуняшку сонными пряниками угощает, с мамкой тешится. Утром как не было любодея.

Тут помочь могли только люди, владеющие тайными знаниями.

ВЕДУНЬЯ ШИТА

Кинулись соседки к знахарке Шите, что жила в сторожке лесной неподалеку от Царь-дара, как раньше Лоза называлась. Однако бабка-ведунья Шита сама лежала недужная. И то: было ей лет за сто, если не больше. Занесло её в наши края, почитай, вскоре после ливонского нашествия. А забрела она то ли из Туретчины, то ли из... откуда еще подальше.

Сказала знахарка Шита, что силы жизненные у нее на исходе, видать, Господь прибирает, а Марфе помочь и отвести другие темные дела, что будут случаться, сможет только иереева племяшка, тринадцатилетняя Лилька. (Родители Евлалии Феодоровны потонули на Волге во время крушения парохода "Тамара", и взял Лильку в свою семью двоюродный дядька, местный священник отец Варламий.)

Привели Лильку к ведунье, но что там у них было, Евлалия Феодоровна не рассказывала. Не ее, мол, это тайна, и не думайте ничего страшливого, не тайна это вовсе, а что-то вроде зачатия, только не младенца человеческого, а силы неведомой, что от бабки-знахарки к Лильке перешла. Но сила эта Богу не супротивная, потому как идет от самых первых людей, еще не на Земле сотворенных. Вот только кто эту силу принимает, уже не способен будто бы на семейные или материнские радости. То есть жизнь у них, конечно, тоже продляется, но иным образом. Та же ведунья Шита, когда настал ее час...

ИЗБАВЛЕНИЕ МАРФЫ

На нас, комсомольцев с высшим техническим образованием, сказка Феодоровны (почему-то просила она называть ее "Феодоровной", а не Федоровной) произвела странное впечатление. Увлекательная как очередная повесть братьев Стругацких, она завораживала каким-то магическим реализмом, более ярким, нежели окружающая действительность. Мы затеребили бабулю: что же дальше?

А дальше Евлалия (Лилькой ее больше никто никогда не кликал) почитала афонский Патерик о сладострастных наклонностях бесовской породы, собрала в полнолуние чертополоху, взяла мел и деготь, чтобы по стенам обереги написать, и отправилась спасать поддавшуюся соблазну молодую женщину.

Каюсь, первую историю Евлалии Феодоровны не записывал. Помню, что рассказывала она что-то про спинной хребет, который то ли нащупать надо у беса-соблазнителя, то ли наоборот, никакого спинного хребта у оборотней-сладострастников не бывает. Кажется, по этому признаку их и узнают. (Типа: - Девушка, можно с вами познакомиться? - Позвольте сначала проверить, имеется ли у вас позвоночник...)

В общем, накинула Евлалия на печного гостя лошадиный недоуздок, и того как не бывало.

С тех пор носила Марфа вместе с нательным крестиком полученную от знахарки ладанку. Никогда не снимала.

Хотя, как завершила эту историю бабушка Феодоровна, "бывает и так, что ладон на вороту, а черт на шее..."

И правда, вскоре с Марфиными детьми такое страшное приключилось, что куда там невинным игрищам с бесом. Но это уже была другая история.

КАРТОННАЯ ПАПКА

После того гостевания у бабушки Феодоровны все из нашей компании как-то быстро переженились, обзавелись детьми, озаботились служебными делами, и стало не до прогулок по окрестным старушкам.

Пару лет тому оказался я в тех местах. Неподалеку от Алексеева на даче у знакомых знакомых. Но за тридцать лет все так изменилось, что Таболки я не нашел. Местные жители, кого спрашивал, только головами качали да руками разводили. Не знаем, мол, никакой Таболки. Может, не там искал. Хотя имеются у меня некоторые соображения. Но делиться ими не буду. Все равно не поверите.

А с той поры осталась у меня картонная папка с наклейкой "Сказки бабушки Евлалии" и в ней пачка машинописных листочков, напечатанных еще на отцовском "ундервуде". Наверное, кое-что из этих историй теперь можно рассказать.

При условии, что не примете за чистую монету. Ведь ясно, что все эти страшилки про местную нежить сочинила бабушка Евлалия или кто-то еще до нее. Разве может быть иначе?D

Анатолий СЕВЕРИНОВ

СЛОВНИК ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ К СКАЗКАМ

БЕС - злой дух. Сеятель дурных внушений, болезней, особенно душевных расстройств, разрушитель социальных связей, особенно брачных. Чтобы вкрасться в доверие, бесы принимают облик реальных друзей соблазняемого.

Число бесов, согласно официальной демонологии, варьировалось от 44435556 до 133306668. Вероятно, поэтому их можно встретить и поныне.

ВЕДЬМА - обладательница магических знаний, колдунья. Считалось, что с помощью ведовства (знания) она воздействует на природу человека, а заодно совершает сверхъестественные поступки: оборачивается животным, проходит сквозь стены, летает (не обязательно на помеле), а также наводит болезни, порчу и снижает урожайность (не путать с сельхоз-отделами райкомов партии). Очевидцы утверждали, что эти дамочки вступают в сношения с дьяволом, а заодно совращают невинные души. Например, в былине о Добрыне чародейка Маринка любится со Змеем-Горынычем.

Массовые психозы охватили средневековую Европу после буллы папы Иннокентия VIII, умозрительно доказавшего способность женщин творить черную магию. Дров в огонь добавило сочинение двух монахов - "Молот ведьм", наистрашнейшим преступлением колдуний признавший лишение мужчин способности быть мужчинами. Тогда немало красивых девушек и женщин стали жертвами палачей от инквизиции.

В России гонения на ведьм не нашли такого распространения, как в Западной Европе. Хотя сожжения ведьм имели место. Позже их заменили порицаниями на заседаниях парткомов и месткомов.

ВЕРМУТ - (нем. Wermut, буквально - полынь), вино, ароматизированное пряными и лекарственными растениями.

Vermouth Bianco - белый вермут.

В описываемые времена автору как-то довелось участвовать в приобретении коробки (12 шт.) дефицитного "VB" в гастрономе строго охраняемого военного городка "Ферма" и контрабандном пере... ну, словом, через забор. Впечатления были незабываемые.

КОМСОМОЛЕЦ - молодой человек (или девушка) - член Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (им. В. И. Ленина). В те времена мы все были ими. Исключение из комсомола автоматически влекло за собой исключение из института (страшное дело!).

Как-то, будучи редактором факультетской стенгазеты и членом комсомольского бюро, я едва-едва отстоял первокурсника и своего газетного художника, по случаю красного дня календаря сходившего по маленькому на памятник вождю мирового пролетариата и застигнутого на месте преступления. Исключение заменили строгим выговором. Он был счастлив. Я тоже.

ЛЮБОДЕЙ - тот, кто влюбляется без разрешительного штампа в паспорте о регистрации брака.

"Но Вы... Вы будете моей! Я - любодей! Я - лицедей и лицемер, и я - злодей (но как люблю ее!)..." Предположительно не только Сирано де Бержерак мог бы сказать подобное о себе.

НЕЖИТЬ - существо без плоти и души, которое не живет, как мы, но имеет человеческое обличье. Согласно пословице "у нежити своего облика нет, она ходит в личинах". Характеризуется сиплым голосом, воем, скоростью перемещения, сменой внешнего вида (современные политики не подразумеваются).

"Подвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул водицы, поле идет, другое идет, неприкаянный Нежит, без души, без обличья. То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем прожигает, то как старик сухоногий - берегись, исказнит! - то разудалым мальцом, и уж опять, как доска, вон он - пугало пугалом"

(А. М. Ремизов. "К Морю-Океану").

ПАТЕРИК - описание жития святых. Афонский патерик - жизнеописания святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Полагаю, Евлалия Феодоровна сознательно или по простительной ошибке назвала не ту книгу, что помогла избавить Марфу от бесовского наваждения.

В отличие от предполагаемой книги данная газетная страница однозначно споспешествует вышеописанному. Как и публикации последующих сказок.

А. С.