Общество

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Ноябрь  15, 2007 1805

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ14 ноября. Кузьминки

Осенний праздник, посвященный святым Косьме и Дамиану, называли "большими Кузьминками" ("малые" справлялись летом, 14 июля). День этот примечателен сразу несколькими обычаями, но вначале стоит сказать несколько слов о его "хозяевах".

Церковные легенды рассказывают сразу о трех "парах" святых братьев с именами Косьма и Дамиан. Все они проживали в разное время и разных странах — Риме, Византии и Месопотамии. Однако во всех трех житиях братья предстают как целители, являясь одновременно и искусными врачевателями, и чудотворцами, по чьим молитвам даровалось исцеление.

Тем удивительнее, что в народных преданиях Кузьма с Демьяном предстают не как лекари, а как… кузнецы (возможно, дело тут в созвучии имени "Кузьма" со словом "кузня"). "Божьми кузнецами" именовали братьев и рассказывали, что в земной своей жизни работали они не за плату, а от души, никому в помощи не отказывали, и не было вещей краше и надежнее тех, что выходили из их рук. Не прекращается их труд и на небесах: приставлены Кузьма с Демьяном Богом к непростой кузне, куют суровые стужи, ледяные зимние оковы. "Невелика кузня, а на всю Русь цепи куются", "Из Кузьмодемьяновской кузницы мороз с горна идет", — так говорили об их работе. Спорится у святых братьев работа, замирает скованная морозами земля, спешит зима на смену осени. "Кузьминки — по осени поминки", — еще и так говорили об этом дне.

Благоволят братья не к одним только кузнецам (крепко, к слову сказать, чтившим Кузьминки и никогда в этот день не работавшим) — покровительствуют они и тем, чей труд более всего напоминает кузнечный — молотильщикам. К Кузьминкам в деревнях старались завершить молотьбу, да не всегда поспевали. И рассказывали: ходят Кузьма с Демьяном, смотрят, где хозяевам помощь нужна, там и работают, а в уплату просят лишь каши досыта. От того пошел обычай: после завершения молотьбы подносили работникам горшки с кашей, а они, садясь за трапезу, говорили: "Кузьма - Демьян, приходи к нам кашу хлебать".

Дивное дело льды да морозы, но есть у Кузьмы с Демьяном и большее чудо: творят небесные ковали людям свадебные венцы. Две жизни в пламени их горна в одну сплавляются, из-под молота единой судьбой выходят. И просили братьев в свадебных песнях и заговорах: "Батюшка Кузьма - Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до белой бородушки, чтоб солнцем не рассушило, чтоб дождем не размочило, чтобы ветром не раскидывало, чтобы люди не рассказывали". А кое-где вместо слова "свадьба" могли сказать "сыграли, дескать, молодые Кузьму - Демьяна".

Те же, кто не сыскал пока своей "половинки", просили Кузьму с Демьяном им в этом помочь. Кузьминки — традиционный день шумных молодежных посиделок — "вечор". Организовывали их девушки: снимали избу, собирали в складчину (или, как раньше говорили, "вссыпку") снедь, варили обязательную для этого дня кашу и пиво. Если среди подруг была уже просватанная невеста, тот она и становилась главной "распорядительницей" вечера. Начинались посиделки как девичьи — беседы, песни да рукоделье. Позже приходили парни, нарочито громко стучались в дверь, а на вопрос, кто пожаловал, отвечали: шли, дескать, мимо, да вот заглянули кашей угоститься. Гостям разрешали зайти, после чего начинался шуточный торг: за угощение хозяйки требовали от парней подарков, сластей или мелких денег. И только после того как о "цене" наконец договаривались, девушки выставляли яства на стол и "вечора" шла дальше привычным ходом. Кстати, именно от этих посиделок осталось до наших дней словечко "подкузьмить", одно из значений которого — обратить на себя внимание, запомниться, "зацепить" ("подкузьмила девка парня").

Кузьма и Демьян считались еще и покровителями домашней птицы, в первую очередь кур. Яства с курицей были обязательными на кузьминских пирах. Иногда ради того чтобы поставить на стол курятину, птицу воровали у соседей (особенно часто этим грешила молодежь на вечерних посиделках). Однако на подобный проступок обычно "закрывали глаза" все, включая владельца курицы.

17 ноября. Еремеев день

Этот день считался несчастливым, а то и просто опасным. В Еремеев день старались не начинать серьезных дел, не отправляться в путь, не принимать важных решений. "На Ерему сиди дома", — коротко советует пословица. Особо предостерегают в этот день выносить из дома огонь, а тем более — отдавать в чужие руки: вместе с ним можно отдать домашнюю удачу.

19 ноября. Павел Ледостав

20 ноября. Федот Гололед

По приметам, бытовавшим в первую очередь в северных русских губерниях, к этим дням не только на прудах, но и на реках должен встать зимний лед: пусть и тонкий поначалу, но стоять он будет до весны, и коротким оттепелям, на которые богато начало зимы, его уже не одолеть.

На Павла примечали также, не пойдет ли снег: снегопад в этот день обещает снежную зиму, а значит — хороший урожай озимых, которые будут надежно укрыты сугробами и не пострадают от морозов.

Газета "Вперед"



Нравится: 0 / Не нравится: 0