ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВ

27 августа 2009 3629

Мы бы его сформулировали так: кто пересчитает деньги в ЖКХ? За последние три года дважды была сделана попытка создать единый информационный, расчетно-кассовый центр — на уровне района и Сергиева Посада. И оба раза безрезультатно. Канули в коммунальную лету, как совершенно бесполезные, и расчетное подразделение СП ЖКК и городская абонентская служба (ГАС). При этом, как говорится, ход мысли был правильный.

Даже житейская логика подсказывает, что единый информационный центр необходим. Как выявить общие проблемы отрасли и как управлять обширным и многосложным хозяйством без единой информационной базы? Сегодня о такой службе заговорили снова. В районе, который пытается выстроить уже на новом уровне единый коммунальный комплекс. А больше всего обсуждают проект нового расчетно-кассового центра в администрации Сергиева Посада. Участникам нашего заочного "круглого стола" мы задавали вопросы о том, нужны ли вообще такие центры. И если нужны, то в каком формате, чтобы не повторить предыдущие ошибки.

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВНачальник управления городского хозяйства сергиевопосадской администрации Дмитрий Борисов:

— Мы действительно получили задание разработать положение о едином расчетно-кассовом центре. Назначен ответственный исполнитель — специалист городской администрации. Но дело в том, что в Сергиевом Посаде уже была городская абонентская служба. Она просуществовала года полтора, а когда закрылась, никто этого и не заметил.

ГАС не собирала платежи, а лишь рассчитывала плату за услуги по единым городским тарифам. За этот сервис она взимала с управляющих компаний свой процент от обсчитанной суммы. Коммунальщики, естественно, подняли вопрос о целесообразности дополнительной бухгалтерии. Очевидно, в таком половинчатом формате расчетный центр не пригодился. На мой взгляд, МУП не эффективный собственник. Мы сейчас прорабатываем схему реального контроля за денежными потоками в городском коммунальном комплексе. Ничего определенного пока сообщить не могу.

 

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВДиректор коммунальной управляющей компании "Посад-Энерго" Абдула Велиев:

— Две предыдущие попытки создать единый расчетный центр были настолько провальными, что мы, честно говоря, с тревогой ждем, что появится на этот раз. Бесполезной структурой оказалась городская абонентская служба, а с расчетным подразделением СП ЖКК вышло еще "лучше". Эта служба была призвана перераспределять коммунальные платежи для компенсации выпадающих доходов предприятий.

В итоге подразделение упразднили, а долги перед управляющими компаниями остались. В общей сложности, это больше 100 миллионов рублей. На мой взгляд, расчетный центр — искусственное образование. Управляющая компания — посредник между жителями и поставщиками услуг. Мы у населения деньги собрали и рассчитались с теплоснабжающими предприятиями, Водоканалом, благоустроителями. Как обслуживающая организация мы заинтересованы в том, чтобы жители расплатились в срок. А расчетный центр выбивать коммунальные платежи не станет, потому что далек от непосредственного обслуживания населения. Между прочим, наши коллеги в Дмитрове тоже обходятся без расчетных центров. Платежи населения собирают управляющие компании.

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВЗаместитель директора, главный инженер НИИПХ "Звездочка" Валерий Джангирян:

— Расчетный центр в городе надо создавать обязательно. Вы посмотрите, что сейчас происходит. Собираемость платежей с населения в микрорайоне Звездочка, которому мы подаем тепло и горячую воду, вполне приличная — 97 процентов. Но управляющая компания КРЭП с нами за услуги не рассчитывается, долг, по нашим подсчетам, перевалил за 20 миллионов рублей! Коммунальщики говорят, что никто лучше них не справится со сбором денег с населения и единый расчетный центр им не нужен. Но куда они эти деньги девают, вот вопрос.

Нам платят очень неохотно, а чем прикажете рассчитываться с поставщиками газа? Не можем же мы бесконечно обслуживать большой городской микрорайон в долг. Тем более что КРЭП, собрав с людей деньги, объявил себя банкротом. Это значит, что своих заработанных денег мы можем и не увидеть. А в чем виноваты жители, которые заплатили за коммунальные услуги, но не получают летом горячую воду? Кстати, хоть и ругают предыдущее расчетное подразделение, а мы от него в то время свои деньги получили.

Единый центр коммунальных взаиморасчетов надо создавать незамедлительно. Причем собранные с жителей средства должны тут же переадресовываться поставщикам тепла, воды, коммунальщикам, перевозчикам мусора. Не должно быть такого, что кто-то будет решать, каким предприятиям платить, а какие еще подождут. Идею городской власти создать именно такой единый центр с автоматической переадресовкой причитающихся средств мы полностью поддерживаем.

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВГендиректор КСК "Регион" Виктор Макарцев:

— Самым разумным представляется проект районной администрации по созданию современного информационного расчетного центра. Если организовать эту службу поумному, укомплектовать подготовленными кадрами, необходимой техникой, то тогда получим очень эффективную структуру. Это будет не бухгалтерия, а коммунальный ЦУП. Сегодня в районе практически нет полной картины коммунальных взаимоотношений и взаиморасчетов. А как можно организовывать и развивать ЖКХ, не имея самой свежей и достоверной информации. Очень надеюсь, что район сумеет создать эффективный информационно-аналитический центр по всем вопросам жизнеобеспечения. В Белгородской области эта экспериментальная программа прижилась, ею пользуются власти и население губернии.

 

 

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВАлексей БАТУРИН, депутат Сергиево-Посадского городского Совета:

— Чтобы решить проблемы долгов ЖКХ, нужно убрать посредников. В Сергиевом Посаде жилищно-коммунальную сферу довели до ручки!

Понятно, что от безысходности появляются новые "старые" идеи: все управление сферой ЖКХ снова передать какому-нибудь муниципальному предприятию, чтобы хоть как-то повлиять на процесс неплатежей. Мне же представляется, что идея эта неверна. И вот почему.

Я вспоминаю пресловутый МУП СП ЖКК, созданный предыдущей районной администрацией, который как раз и претендовал на эту самую роль. А как завершилась его судьба и какие огромные долги успело оставить после себя это предприятие, увы, все знают. Наверное, в том, что эта компания обанкротилась, была и доля личной вины ее незадачливых (или, наоборот, очень хитрых) руководителей, наделавших множество ошибок. Но суть не в этом, а в том, что сама идеология создания СП ЖКК была неправильной. Эта компания создавала еще одного посредника в расчетах между жителями и ресурсопоставляющими предприятиями. Деньги населения, предназначенные для оплаты услуг Теплосети, Водоканала и поставщиков газа, крутились на счетах посредника месяцами, а то и вовсе не доходили до тех, кому были предназначены.

Жители не хотят никаких МУПов, никаких Расчетно-кассовых центров, цель которых одна — половить вкусную финансовую рыбку в мутной воде. И требуют узаконивания прямых квитанций от Теплосети, Водоканала и пр. Таких же квитанций, какие не первый год существуют в Электросети.

И я, депутат горсовета, как здравомыслящий человек, требую того же.

В управлении муниципального хозяйства районной администрации объяснили, почему в Дмитрове обходятся без единого расчетного центра. Дело в том, что у наших соседей коммунальных партнеров можно посчитать по пальцам одной руки. Там задействовано всего несколько централизованных структур. В нашем районе на коммунальном рынке почти сотня управляющих и эксплуатирующих компаний и предприятий. Особенно много подрядчиков в Сергиевом Посаде.

В таких обстоятельствах без единого расчетного центра не обойтись, и затяжной кризис в городском ЖКХ явное тому подтверждение. Идея с городской абонентской службой была полезная, но ее явно недодумали. В самом деле, зачем держать столько бухгалтерий, когда расчеты по единому тарифу поселения можно вести в едином центре. Разве это не очевидная экономия коммунальных средств, которых так не хватает городу? А главное, действительно надо выяснить движение денежных потоков и найти ответ на вопрос: почему собранные с населения деньги не доходят в полном объеме до поставщиков коммунальных услуг.

Что касается районного информационно-аналитического центра, то сейчас ведется подготовка к его созданию. Районная власть планирует привлечь к проекту солидных инвесторов. Но есть очень важный момент: согласие на создание единой службы должны дать поселения. Всем направлены письма, сроки прошли — ответа пока нет.

ВОПРОС НА 100 МИЛЛИОНОВВ заключение приведем слова первого замминистра областного ЖКХ Вячеслава Ивонина на недавнем кустовом совещании в Березняках. Руководитель напомнил, что именно районная администрация помогла в прошлом ото-пительном сезоне Селковскому и Шеметовскому сельским поселениям компенсировать весьма значительные выпадающие доходы, проведя консультации в областном правительстве. Многие вопросы без поддержки района не в силах продвинуть и благополучные поселения. Единый районный коммунальный комплекс, убежден областной руководитель, при согласованных действиях может привлечь гораздо больше средств, чем поселения в одиночку. Ивонин советовал местному самоуправлению шире использовать этот надежный ресурс. Создание общего информационного поля в районной коммунальной отрасли — это как раз и есть возможность вновь собрать районный ЖКХ в единый комплекс. Почему же поселения медлят с ответом на такое предложение? Неужели надо дождаться предельного градуса долгов, чтобы понять, что коммунальные деньги, как никакие другие, счет любят.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"