Всегда ли две головы лучше?

22 сентября 2010 3506

Осенняя сессия Государственной думы начала свою работу. На столы депутатов легли в том числе и поправки в 131-й закон о местном самоуправлении. Что они предполагают?

Как скоро и главное каким образом эти изменения скажутся на жизни жителей Сергиево-Посадского района? Поможет ли новый закон разрешить многочисленные застарелые проблемы?

Грядет упразднение городской администрации

Поправки в Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были приняты в первом чтении еще 7 июля. Эти изменения предусматривают, дословно: "возможность исполнения полномочий местной администрации административного центра муниципального района местной администрацией муниципального района".

Получается, после прохождения закона, применительно к нашему Сергиеву Посаду, городская администрация может быть упразднена. И единственной исполнительной властью в Сергиевом Посаде останется районная администрация.

Стремление Государственной думы объединить в одном лице исполнительную власть муниципального района и райцентра, чтобы за все происходящее в едином районе отвечал один глава и одна администрация, вызвано жизнью. Законодателю окончательно стало ясно, что у местных властей оказались слабые экономические возможности полностью исполнять весь тот объем полномочий, которыми их так щедро наделил 131-й закон. По всей России разрозненные бюджеты самостоятельных поселений угрожающе скудны, множатся муниципальные чиновники. Дело порой доходит до прямого конфликта глав городов-райцентров и глав районов. А страдают прежде всего простые граждане.Не исключение и Подмосковье. О бедственной ситуации в коммунальном хозяйстве Сергиева Посада знает и президент РФ Д. А. Медведев. Губернатор Московской области Б. В. Громов вынужден принимать самые решительные меры.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления В. С. Тимченко так прокомментировал перспективы прохождения обсуждаемого законопроекта: “Граждане требуют централизованной и ответственной власти, и дело законодателя, депутатского корпуса — развернуть законотворчество навстречу реалиям. Поправки об упразднении администраций райцентров предложило законо-

дательное собрание Ленинградской области. Президент контролирует скорейшее прохождение закона, и при соблюдении всех процедур он будет принят уже в ноябре. Фракция “Единой России” в Госдуме одобряет изменения”.

Остаются вопросы, на которые еще предстоит ответить федеральным парламентариям при проработке законопроекта. Как реформа коснется представительных органов? Сохранятся ли и в каком объеме полномочия городских Советов в районных центрах?

Городские Советы депутатов, безусловно, останутся при своих полномочиях — за ними будет и принятие бюджета, и контроль деятельности единой районной администрации. Очевидно и следующее: при такой грядущей централизации власти должна возрасти роль районного Совета депутатов. Так что за единым главой района вскоре будут смотреть в два раза пристальнее, отчет он будет держать перед двумя депутатскими собраниями. Но главное — перед жителями.

Управляющие компании — под контроль

Острейшей проблемой как самого Сергиева Посада, так и других поселений района является ситуация в коммунальной сфере. Почти бесконтрольные управляющие компании накопили долги перед поставщиками, и заложниками ситуации становятся жители. Отключение горячей и даже холодной воды, электроэнергии доводят социальную ситуацию до точки кипения. Выход может быть в централизации власти и в этой сфере.

Как раз в свете перспективы объединения районной и городской администраций встает вопрос о создании муниципальной управляющей компании. Предложение вернуть под прямой муниципальный контроль, в муниципальную собственность хотя бы часть предприятий коммунального хозяйства в той критической ситуации, когда это — единственный способ спасти людей от коммунальной катастрофы, оправдано. Тем более если это будет муниципальная управляющая компания, контролируемая в перспективе администрацией единого муниципального района. Если же для реализации подобного предложения недостаточно законодательной базы и его необходимо вынести на федеральный уровень, то и Государственная дума обязана отреагировать на, что называется, “запрос с мест”.

Подводя итог, можно предположить следующее: уже в ближайшее время на главу района может быть возложена вся полнота ответственности за жителей Сергиева Посада. По закону.

Алексей НИКОЛАЕВ

Государственная дума РФ: “Предлагаемые изменения федерального закона позволят:

- исключить возможность формирования в административных центрах муниципальных районов двух, осуществляющих различные полномочия, администраций,

- избежать противостояния администраций поселений и администраций муниципальных районов, находящихся в одном населенном пункте”.

Сайт ГД ФС РФ, http://www.duma.gov.ru