Профессор “Яблоко” Григорий Явлинский в Сергиевом Посаде

20 октября 2010 3336

На позапрошлой неделе, в конце выборов, в Сергиев Посад приезжал известный политический и общественный деятель, экономист, один из основателей партии “Яблоко” Григорий Явлинский. Его встреча с жителями города во Дворце культуры им. Ю. Гагарина длилась почти два часа, малый зал был переполнен, свободных мест, кажется, ни одного.

Профессор “Яблоко” Григорий Явлинский в Сергиевом Посаде

Скучно не было

Собрание носило агитационный характер: на носу были выборы в районный Совет, куда “Яблоко” надеялось попасть — увы, тщетно, так как по официальным итогам партия набрала лишь около пяти процентов голосов. В то же время Григорий Явлинский в своих рассуждениях вышел далеко за рамки предвыборной агитации, да и вопросы из зала ему задавали преимущественно “глобальные”, касающиеся жизни всей страны в целом. Сергиевопосадцам было интересно услышать мнение человека из большой политики.

Впечатление встреча оставила неоднозначное. Григорий Явлинский обладает выраженной личной харизмой и умеет хорошо держать внимание аудитории. Скучно точно не было: гость много шутил и вообще пребывал в хорошем расположении духа. Два часа “сольного выступления” дались ему без малейшей видимой усталости — что, впрочем, можно объяснить опытом преподавания в вузе и общения со студентами. Из роли “разумного оппозиционера” Григорий Явлинский не вышел, критика в адрес действующей власти и политических соперников временами звучала довольно жесткая.

В то же время его слова не были набором пустых лозунгов и агиток “на злобу дня”, чем грешат некоторые другие харизматичные лидеры партий, в том числе парламентских. Он изложил довольно внятную экономическую программу, которую вместе с коллегами предлагает осуществить для вывода страны из кризиса. С ней можно соглашаться или не соглашаться, считать единственным средством спасения или, наоборот, полной чушью — кому как нравится. В любом случае ознакомиться с мнением профессора государственной Высшей школы экономики небезынтересно. Кроме того, одной экономикой разговор не ограничился, Григория Явлинского спрашивали и о личном, и о политике, о прошлом и будущем.

Мы приводим сокращенные фрагменты беседы — те, что показались нам наиболее интересными и важными.

Самая богатая страна

“Наша страна находится в совершенно уникальном положении, не похожем ни на какую другую страну. В чем ее особенность?

Во-первых, в последние восемь лет Россия стала самой богатой за всю свою тысячелетнюю историю. Столько денег, сколько есть сейчас, у нас не было никогда. Так случилось потому, что на мировых рынках цены на энергоресурсы стали очень высокими. Напомню — нефть в начале и середине 90-х стоила 10 долларов за баррель. А сейчас, до 2008 года, 170 долларов за баррель. Поэтому Россия и стала одной из самых богатых стран.

Вторая наша особенность: во всех развитых странах спад и кризис произошел, в том числе, из-за того, что там нет спроса. У них перепроизводство, переизбыток и почти нет бедности. У нас же положение прямо обратное”.

Выйти из кризиса

“Я заявляю: сегодня у России есть уникальные возможности для того, чтобы резко поднять экономику страны. По-настоящему, не с помощью нанотехнологий, а реально. Для этого нужно, например, развернуть программу массового жилищного строительства, которую я представил правительству и президенту.

Строительство жилья — очень сильный мотор, он захватывает и раскручивает разные отрасли промышленности, от электронной до трубопроводной. Наше государство с 1861 года обещает дать людям землю — и надо, наконец, сделать это, причем бесплатно, земли у нас много. Строительство инфраструктуры, то есть подведение электроэнергии, газа, воды и дороги — за счет федерального бюджета. Беспроцентные жилищные кредиты.

Мы провели экономические расчеты: за 7 лет, если воспользоваться резервами, которые Россия накопила за последние годы (оставив все, что необходимо, Центробанку) можно построить 14 миллионов домов средней площадью 130 квадратных метров, с дорогами и коммуникациями. Давайте займемся этим делом, почему нет? Многие страны мира выходили из экономического кризиса с помощью жилищных программ”.

Нужны разумные депутаты

“Что делать в Сергиевом Посаде? Первая задача, которую необходимо решить, — вопрос наполнения бюджета. Но не измеряя его общим объемом, а выстраивая, исходя из средств на душу населения. Это совсем другой показатель.

В целом в стране сложилась такая практика, что бюджеты распределяются совершенно волюнтаристским образом. Это серьезная проблема. Кто-то кого-то любит или не любит, кто-то с кем-то помирился, поссорился, не откатил, отстегнул, подморгнул — и все: нет средств на ЖКХ, медицину, дороги. Такая система не может надежно и долго существовать.

Чтобы решать все эти задачи, нужны разумные депутаты. Потому что закон о местном самоуправлении в том виде, как он устроен сегодня, не стыкуется с другими законами, нормально работать не может и приводит только к конфликтам на всех уровнях. Выйти из этого положения можно только с помощью слаженной работы. А для нее нужны люди образованные, интеллигентные, которые умеют достигать компромиссов и думать не только о себе и своем кармане”.

О Сколкове

“Вы меня спрашиваете — почему меня не показывают по телевизору? А потому что я там начну говорить, например, про Сколково.

Давайте вспомним. Сначала долго искали место. Всю Россию осмотрели и решили сделать под Москвой. Так будет надежней. Выбрали место, где земля стОит — послушайте! — 1 миллион 800 тысяч долларов гектар. Как экономист я думаю: для чего с этого надо начинать проект? Все деньги отдадим, только чтобы землю купить, и это в России, где земли немеряно.

Скоро становится понятно. Оказывается, половина этой земли принадлежит Роману Аркадьевичу Абрамовичу, а вторая половина — жене первого вице-премьера Шувалова. Ну, тогда ясно... Только зачем с нами со всеми так поступать? И кто после этого будет это всерьез обсуждать?”

О модернизации

“Я думаю, что модернизация для России — это три вещи.

Первое. Сделать так, чтобы у нас в стране закон был одинаков для всех. Трудно? Конечно.

Второе. Добиться, чтобы в стране был независимый суд, подконтрольное обществу правительство и реальный парламент, состоящий не из одной партии.

И третье: сделать так, чтобы собственность была неприкосновенна.

Вот что такое модернизировать Россию, а не придумать новый айфон и даже не улететь на Луну или на Венеру. Это новые, соответствующие XXI веку отношения в стране”.

Об отставке Лужкова

“То, что произошло, никому не на руку. Только вред всем. Это очень снижает уровень политики в нашей стране. Взяли опять большой чан с грязью и начали в нем полоскаться. Вот радость-то.

Что, не знали всего этого раньше? Это новость какая? А сами какие? Раньше были выборы губернаторов, надо было как-то считаться, но сейчас их нет, у нас вертикаль власти, хочешь уволить — уволь. Зачем для немолодого человека все это устраивать? Мы не должны из одной грязной ямы все время прыгать в другую грязную яму”.

О судьбах России

“В каждом веке люди живут по законам и правилам, соответствующим их времени. Если этого не происходит, страна разваливается, как у нас было в 1917 году. Николай II долго тянул с этим делом: никак не мог создать нормальную Думу, правительство, ввязался в войну, которую не мог вести, потому что все было коррумпировано... Чем кончилось — все знают: государство разлетелось на куски. Мы единственная страна на планете, которая за сто лет два раза развалилась дотла, считая 1991 год. Надо же какие-то уроки извлекать.

У меня есть реальное беспокойство, что наша страна опять может развалиться. По другой линии, не как в 1917-м или в 1991-м, но может”.

О себе

“Я профессор Высшей школы экономики, у меня есть студенты и аспиранты. Я работаю председателем экспертного совета Академии наук в области экономических исследований. Я член политического комитета партии “Яблоко” и в меру сил продолжаю заниматься политикой.

Мой отец — ветеран войны, майор милиции, воспитанник Антона Семеновича Макаренко. У него два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды. Я очень им горжусь. Он всю жизнь занимался беспризорниками на Украине, и сам в детстве был беспризорником, родители исчезли в Гражданскую войну. Его воспитанники до сих пор пишут письма к нам в семью.

Моя мама — преподаватель лесотехнического университета в городе Львове, преподавала химию на одной и той же кафедре с 1947 по 1988 год.

Я учился в Москве, в институте народного хозяйства им. Плеханова. Работал в Совете министров СССР, затем заместителем председателя Совета министров РСФСР. Предлагал Ельцину программу реформирования “500 дней”, но ее реализация так и не была начата. В результате получили то, что получили, — инфляцию в 2600 процентов и так далее.

Меня часто спрашивают: почему я не вошел в правительство, которым руководил Черномырдин? Я вам так отвечу — какой смысл в том, чтобы один человек с одной стороны лес тушил, а целая команда с другого угла его поджигала? Я в этом правительстве буду все время предлагать, как и что нужно сделать, а с другого бока будут делать все совершенно наоборот. Что это за работа?

У меня два сына. Старшему уже 39 лет, он закончил физфак МГУ. Младшему 29 лет, он математик, доктор наук. Занимается компьютерными науками, искусственным интеллектом. Работает, к сожалению, не в России, у нас в стране этой науки сейчас нет.

В людях больше всего ценю доброту, человечность. Мне кажется, это самые главные качества”.

Александр ГИРЛИН, Газета "Вперед"