Где искать выход

06 апреля 2012 3728

Много говорилось об ответственности и безответственности местной элиты, накопившихся долгах и коммунальном коллапсе в Сергиевом Посаде. Тем временем, заседания в областной думе проводятся еженедельно, обсуждается предстоящее перераспределение полномочий между властями разных уровней и, в конце концов, предстоящая смена губернатора. Все это не может не отразиться на нашем городе. Каких перемен ожидать сергиевопосадцам, а на что уповать не стоит — об этом "Ярмарка" беседовала с депутатом Александром Двойных.

Где искать выход

— На днях под эгидой областного правительства был проведен семинар по теме перераспределения полномочий между федеральными, областными и местными властями. Значит ли это, что федеральный закон о местном самоуправлении, знаменитый ФЗ 131, показал свою несостоятельность?

— На этом семинаре многие склонялись к одному: не все необходимые полномочия по федеральным законам были переданы муниципалитетам, и это во многом делает работу районных и городских властей менее эффективной. Сейчас проходит серьезный мониторинг всех законов, в том числе и тех, которые принимались предыдущими созывами областной думы. Активно рассматривается практика их применения, поскольку на деле оказалось, что реализация законов тормозится из-за местной специфики и даже просто сложившихся традиций и стереотипов.

— Например?

— Например, полномочия, связанные с ЖКХ, сложно реализовать без полномочий контроля, которыми обладает регион. А ведь это очень серьезный рычаг, благодаря которому администрация может влиять на недобросовестные управляющие компании. Законодательство Московской области не обязывает собственников частных домов заключать договоры с мусоровывозящими компаниями, а жители многоквартирных домов платят за вывоз мусора в обязательном порядке. У муниципалитета же нет полномочий штрафовать тех, кто создает свалки. Всем очевидно, что перераспределение полномочий уже назрело. Это эффективно отразится на работе и федеральной, и региональной, и местной властей.

— Давайте остановимся подробней на вывозе мусора из частного сектора. Компания "Эль энд Ти" отказалась от этого с 1 апреля. Как и в прошлом году, мы оказываемся буквально на грани экологической катастрофы.

— Да, но я не хочу винить в этом коммерческое предприятие, которое и так на протяжении долгого времени терпело убытки из-за того, что жители частного сектора не оплачивали их работу. В прошлом году ситуацию удалось было стабилизировать, поскольку администрация дала "Эль энд Ти" обещание проводить мощную работу в этом направлении и повысить собираемость платежей, но воз и ныне там. Я, например, не знаю ни одного постановления, которое бы издала администрация, чтобы нормализовать ситуацию с мусором. А прошлогодняя поощрительная программа "Дороги в обмен на мусор" сейчас, к сожалению, администрацией не реализовывается. Эту работу даже трудно назвать плохой, поскольку ею просто никто не занимается. Приведу пример Семхоза: в прошлом году там с населением и уличкомами проводилась активная работа, собрания, разъяснения. И платежи населения выросли с 20 почти до 50% — больше, чем в среднем по городу. Это неплохой результат, который был достигнут за короткое время.

— Так какой выход из "мусорной" ситуации?

— По факту жители многоквартирных домов, которые заплатили за вывоз своего мусора, из бюджета оплачивают вывоз мусор второй раз, но уже за жителей частного сектора. В прошлом году на это ушли немалые деньги. Горадминистрация будет вынуждена выходить на Совет депутатов с вопросом о внесении изменений в бюджет, и придется думать, от какой статьи бюджета "отрезать" эти деньги: уличное освещение, капремонт домов, либо еще что-то. Выход один: ужесточение областного законодательства в отношении неплательщиков из частного сектора и параллельная разъяснительная работа со стороны городской администрации.

— Бюджеты у города и района и без того более чем скромные… Вроде бы даже на ремонт школьных и дошкольных учреждений районные депутаты не смогли из-за дефицита предусмотреть ни рубля.

— Да, но нам удалось войти в областную программу по капремонту детских садов, и из областного бюджета наш район получит 62 миллиона. Это значит, что в пяти детских садах будут отремонтированы крыши, а 50 млн уйдет на недействующий детский сад в Пересвете. Он полностью будет отремонтирован, и это сократит очередь на 80 человек. Также заложено финансирование на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в 14-й школе, новой больницы и детского сада в Хотькове. Это еще раз подчеркивает важность работы с областным и федеральным бюджетами.

— Нам от этих средств достается маленькая толика и не секрет, что причиной называют отсутствие взаимопонимания между местными и областными властями на протяжении нескольких лет. Можем ли мы надеяться, что с приходом нового губернатора жизнь сергиевопосадцев улучшится?

— Для начала надо посмотреть, какой будет состав правительства. И потом, я не сторонник демонизировать власть. Этим у нас часто занимаются чиновники, которые просто не умеют готовиться к вхождению в областные и федеральные программы. Всегда проще сказать:

"Нас не любят, поэтому не дали денег". А начинаешь разбираться и оказывается, что некоторые администрации и управления к этим программам просто не были готовы и не собрали необходимых документов. В качестве положительного примера хотелось бы привести Хотьково. За последние несколько лет в городе построили новую школу, культурный центр. В этом году запланировано финансирование строительства больницы и нового детского сада на 250 мест. Это инвестиции в совокупности на несколько миллиардов рублей. А все потому, что там умеют работать с областными программами и готовятся к ним.

— Инвестиции — еще одна доходная часть нашего бюджета. Но что-то инвесторы к нам не спешат.

— Действительно, у нас есть порочная практика, когда мы начинаем искать, как сократить расходную часть, а между тем нужно думать о том, как увеличить доходную часть бюджета. И это тема инвестиционного климата, который в Посаде сейчас объективно плохой. Мне не знакомы серьезные инвесторы, которые готовы вести свою деятельность здесь. Но не потому, что Сергиев Посад им не интересен, а потому, что в городе отсутствует центр принятия решений и подготовка инвестиционных проектов не ведется. В других городах администрация сама выделяет земли под строительство, делает проекты жилых или производственных комплексов, а после устраивает конкурс среди инвесторов. На это закладываются деньги из муниципального бюджета, которые в дальнейшем многократно возвращаются в бюджет и в том числе в виде жилья, которое предоставляют льготникам и очередникам. В Сергиевом Посаде все происходит наоборот: никто никогда не хотел создавать такие инвестиционные проекты, всегда было очень выгодно иметь завуалированные серые схемы. К сожалению, приходится констатировать, что даже по сравнению с 2006 и 2007 годами доходная часть бюджета упала, и это во многом из-за ухода инвесторов.

— Есть для нас из области хорошие новости?

— Будет продолжена программа по ремонту дорог. В прошлом году это была федеральная программа, а сейчас она будет реализована за счет средств дорожного фонда Московской области. Сергиев Посад на ремонт внутриквартальных дорог получит 15 млн рублей, на дороги общего пользования — почти 23 миллиона.

— Сколько дорог удастся отремонтировать на эти деньги?

— Сложно сказать, поскольку это зависит от того, какую тактику изберет администрация. Пойдет по пути качественного ремонта дорог (кюветы, отливы, установка бордюрного камня) или количественного. В первом случае удастся отремонтировать не так много дворов и дорог, зато есть гарантия, что в течение 10 лет мы на эти адреса не вернемся. Второй вариант — администрация пойдет по пути популярных решений и попытается эти деньги "размазать" по всему городу. Все зависит от администрации, и я очень надеюсь, что в разработке адресной программы будут задействованы депутаты, поскольку именно они знают, какие дороги в первую очередь нуждаются в ремонте в их округах.

— Город опять в долгах как в шелках и снова может остаться без горячей воды…

— Мне очень обидно, что по этому вопросу начинают бить тревогу только сейчас. Дисциплиной платежей надо заниматься постоянно. По моему личному мнению, за время отопительного сезона не было сделано ровным счетом ничего. Я не вижу, как городская администрация работает с правоохранительными органами и предоставляет им информацию о финансовых нарушениях со стороны коммунальных компаний… Все говорят об очень сложной системе платежей и о том, что все в ЖКХ запутано, но на самом деле там все прозрачно и понятно, кем и куда эти деньги уводятся. Д. А. Медведев инициировал ужесточение контроля за выводом средств из управляющих компаний в фирмы-однодневки. Но сейчас, к сожалению, многие про этот контроль забыли. Для эффективной работы в этом направлении нужна четкая позиция городской администрации по работе с управляющими компаниями для реализации полномочий, которые на нее возложены. Когда говорят, что у администрации нет рычагов воздействия — это неправда. У нас в городе порядка 25% неприватизированного жилья, и администрация как собственник может инициировать переизбрание недобросовестных управляющих компаний, таким образом мотивируя их налаживать финансовую дисциплину и предоставлять качественные услуги населению.

Беседовала Екатерина Белякова

Газета "Ярмарка. Сергиев Посад"