ШКОЛЬНЫЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ

24 января 2007 2423

ШКОЛЬНЫЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫС 1 января нынешнего года восемь школ в нашем районе перешли на самофинансирование. Нет, они не отказались от денег из бюджета района и области. Но получили право самостоятельно этими деньгами распоряжаться. И возможность самим зарабатывать. О том, какие это открывает перспективы, рассказывает педагог с 32-летним стажем, директор школы № 14 Ирина Горшкова. Уж кому в этом разбираться лучше, чем ей?

Ирина Васильевна полагает, что новый порядок финансирования даст новое поле для маневра администрации школы. Хотя решились на эксперимент пока только самые смелые. Те, кто не боится продуманного риска.

- На моей родной Клементьевке (с которой связана не только вся моя жизнь, но и биография родителей, ветеранов ЗЭМЗа) школ сейчас три. У каждой есть свои специфические проблемы, а "кошелек" один - бюджетный, и он, мягко говоря, не бездонный. Если же у нас появятся новые источники денежных поступлений, ходить с протянутой рукой, возможно, больше не придется.

У 14-й школы уже появился собственный расчетный счет и свой бухгалтер. Школа отныне - юридическое лицо. Но не означает ли это, что за среднее образование придется платить? Ни в коей мере, уверяет директор.

- Помощь родителей сегодня школам необходима, - отмечает Ирина Горшкова. - Но теперь директора начнут самостоятельно считать выделяемые средства, заключать договоры на ремонт, с коммунальщиками и так далее. И потребность в благотворительности уменьшится. Я и раньше считала позором, когда от семьи школьника требуют, например, по 2 тысячи рублей на строительство школьного забора. Или некую сумму за перевод в специализированный класс. У нас такого никогда не было и не будет. Если мы и просим о помощи (хотя, как правило, родители сами ее предлагают), то всегда учитываем жизненный уровень семей учащихся. Если нет у отца или матери денег, то пусть придут и просто помоют окна или покрасят что-нибудь (уж краску мы сами купим). Ну а теперь потребность в такой помощи серьезно уменьшится. Мы еще не все возможности изучили. Ясно уже, что и в субаренду сдавать никаким коммерсантам площади не станем - да у нас просто физически нечего сдавать. Школа переполнена. Зато будет возможность получать средства за дополнительные образовательные услуги, не входящие в школьную программу. Совсем недавно мы оборудовали современный тренажерный зал. Возможно, как-то используем и его для получения дохода.

При этом, например, за участие в самодеятельном театре, которым славится наша школа, естественно, никому в голову не придет брать плату. Есть то, что не измерить деньгами. Знаете, в нем сейчас выступают и учителя, и ученики, и их родители.

Каждый год мы ставим сказку, вполне, я бы сказала, на профессиональном уровне, - и каждый год новую (один из наших преподавателей, учитель музыки, очень талантливый человек, пишет для представления стихи). Ирина Горшкова обладает хорошими юридическими знаниями (она не просто ведет уроки права, но даже лично участвовала в апробировании учебника по этой дисциплине в рамках программы, организованной Российским фондом правовых реформ при Правительстве РФ). Она рассчитывает, что эти знания помогут ей в хозрасчетной деятельности не выйти за рамки правового поля.

Кстати, в первую очередь благодаря Ирине Горшковой в 14-й школе появились юридические классы. Уже первые выпуски дали хорошие результаты. В частности, бывший выпускник этой школы в нынешнем году признан лучшим следователем прокуратуры в Московской области. Так что к правовым знаниям в учебном заведении относятся со всей серьезностью.

- Некоторый опыт зарабатывания средств собственными силами у нас уже накоплен, - говорит директор. - Чтобы купить школе новые стулья, дети очень активно собирали макулатуру - собрали, казалось, всю старую бумагу на Клементьевке. И стулья появились. А летом через Центр занятости мы направляли желающих из числа учеников на подработку - чтобы они на каникулах могли и заработать сами, и помочь учебному заведению. Только теперь эта деятельность выйдет на иной уровень.

Впрочем, не только с хозрасчетом связывает Горшкова надежды на материальное благополучие своего образовательного учреждения. Поступают в школу средства и в рамках национального проекта, увеличивается финансирование из бюджета. По программе национального проекта "Образование" в прошлом году один из педагогов школы № 14 Елена Скрипкина получила от области грант, а в 2007-м выдвинуты на получение грантов уже двое ее коллег. В школе появился современный компьютерный класс, интерактивная доска и прочие технические новинки.

Самая же больная проблема (школьного здания) еще ждет, к сожалению, своего решения. Помещение, в котором размещается школа, было возведено в 1952 году, по проекту послевоенного времени. Проекту были присущи очень серьезные недостатки. За последние полтора десятилетия работники школы затрачивали поистине подвижнические усилия, чтобы не текли крыши, в классах были установлены подвесные потолки, работало отопление. Но для того, чтобы поддерживать здание в приемлемом состоянии, нужны постоянные денежные вложения, одной самоотверженности не хватит.

- Я пришла в школу работать в семнадцать лет, став пионервожатой, - рассказывает Ирина Васильевна. - Хотела проверить, подойду ли я для этой работы, да так и осталась в школе навсегда. За эти годы видела многое, и плохое, и хорошее. Сейчас в школу приходят дети моих бывших воспитанников. Мне кажется, переход к самофинансированию - это к лучшему. Не ждать милостей, взять все необходимое самим - наша задача.

Геннадий ХОРИН

Фото Александра СТРУНИНА

Газета "Вперед"