ЗЕМЛЯ ТРЕВОГИ НАШЕЙ

21 ноября 2007 4481

ЗЕМЛЯ ТРЕВОГИ НАШЕЙПо обочинам Ярославки все чаще появляются объявления: "Продам земельный участок. Дорого". Еще бы не дорого — цены на землю в Подмосковье растут с фантастической быстротой! Неудивительно, что все больше желающих появляется тем или иным образом завладеть сельскохозяйственными предприятиями, прекратить их деятельность, а потом землю продать под застройку коттеджных поселков. Есть опасение, что именно такой сценарий будет реализован в СПК "Марьино". Сейчас Сергиево-Посадскому суду и правоохранительным органам предстоит решить, допустить реализацию этого сценария или нет.

Латифундисты

Латифундист в переводе с латыни — владелец земли. Этот термин мы вспомнили не случайно.

Нынешней весной в СПК произошла смена власти. Председателем правления "Марьино" стал некто Александр Дубинин, предприниматель, о прошлом бизнесе которого мало известно. Говорят, что он является владельцем ряда коммерческих фирм, в том числе некой табачной фабрики. Интересно, с чего преуспевающему бизнесмену из Москвы записываться в председатели колхоза и что он планирует выращивать на его землях? Впрочем, конторе его застать сложно — видимо, Дубинин целыми днями ходит по полям и руководит в "Марьине" сельхозработами.

Впрочем, может быть, и не только в "Марьине". Ведь московский коммерсант в Сергиево-Посадском районе "прибрал" к своим рукам такие хозяйства как Марьино, Кузьминский, Заболотье, Веригино, и это только те, по которым у нас есть информация. Какие еще СПК отошли ему и в каких районах — сказать трудно. Ясно, что при таком "разбросе интересов" директором он может числиться в кооперативах только номинально.

В случае с господином Александром Дубининым с прозрачностью дело обстоит сложно. Да и с "Марьином" тоже. Учреждали когда-то кооператив 722 человека. Верить ли гуляющим по хозяйству слухам о том, что к настоящему моменту их осталось двенадцать? И если да, то куда исчезают остальные?

Если рейдер, то есть "предприниматель", занимающийся, как это принято культурно называть, "недружественным поглощением" сельхозпредприятия, имеет цель его закрыть и землю распродать, то первое, что ему нужно сделать, — это скупить земельные паи и сконцентрировать их в одних руках.

Концентрацию земельных паев в "Марьине" сейчас как раз Дубинин и пытается оформить через суд. Но объяснение приводит вполне благопристойное: мол, "земля должна работать"; если все паи сконцентрированы у хозяйства, то это большое благо, землю не "растащат" и т. д. Именно для этих "благих намерений" он и придумал легенду: оказывается, более десяти лет назад работники кооператива вложили свои земельные наделы в уставной капитал АОЗТ "Марьино".

Только вот некоторые (за всех не скажем) работники хозяйства этого... не помнят. Они утверждают, что ничего никуда не вкладывали и имеют на руках выданные в девяностых годах свидетельства, доказывающие, что им принадлежит право собственности на 3,5 гектара каждому. Вот это и оспаривает новое руководство "Марьина", обратившееся с иском в суд.

Понятно, что в девяностые годы в правовой сфере царил, извините за выражение, бардак. А сельхозники, юридических институтов не кончавшие, подписывали все, что им давали руководители, буквально не глядя. И теперь должны за это пострадать? Ведь земельный пай — это то, что государство обязано было им выделить в ходе приватизации. Это — их "кровные".

Святых выноси

Кроме земельных паев бывших крестьян, Дубинин взял на себя грех посягнуть на территорию Хотьковского женского монастыря, расположенного на 10 гектарах Марьинской земли. Если СПК докажет право на весь земельный надел, то получится, что их тоже передали церкви незаконно в 2000 году.

Хочется верить, что ни у каких "черных рейдеров" не поднимется рука выгнать монастырь с участка. Но все-таки как-то тревожно... Десять гектаров — это миллионов шесть рублей по рыночным ценам. Кусок довольно завидный. А если отбирать землю у церкви Дубинин не собирается, то почему монастырь все-таки фигурирует в исковом заявлении ?

Алексей Залесов, представитель межрегиональной общественной организации поддержки сельхозпроизводителей, считает, что захваты сельхозпредприятий для нашего региона — далеко не редкость. Вот его мнение:

— Обычно рейдеры дают крупную взятку руководителям хозяйств. Такие случаи мы видели в полудюжине подмосковных районов. Иногда сумма может превышать 15 миллионов рублей. Но это все равно выгоднее рейдерам, чем платить крестьянам реальную цену за каждый земельный надел. Скажем, прошло собрание членов кооператива, переизбрали председателя — и старый тут же себе покупает новенький джип "Рендж-Ровер" стоимостью около 2 миллионов рублей или, например, строит дом и, ко всему прочему, уверенно отстаивает интересы нового руководства в судебных органах. О чем это говорит?

Не берусь утверждать, что в случае с "Марьином" события развивались именно по это схеме. Но для нас очевидно одно: права членов кооператива и граждан — собственников земли — были нарушены. Им государство дало конституционное право стать владельцами своего земельного пая и использовать его так, как им будет выгоднее. Скажем, сдавать ее в аренду или продать. Многие из тех, кто организовывали кооператив пятнадцать лет назад, уже на пенсии. И теперь им пытаются объяснить, что землю свою они когда-то "по доброй воле" вернули хозяйству, вложив в уставной фонд, только прибыли от этого никогда не получали. Кто-то уже и скончался, а его наследники получили дырку от бублика. Теперь судятся, пытаясь выяснить, куда делся земельный пай родителей.

Суд идет

Представитель ответчика на первом заседании потребовал вызвать в суд всех членов кооператива, 722 собственника земельных паев, которые в нем состояли изначально, поскольку дело напрямую касается каждого из них. Каждый может остаться без той собственности, которая положена ему по праву. Если уж выяснять все детали таинственных манипуляций с документами в хозяйстве, так уж до конца.

В частности, представители руководства СПК "Марьино" нам сообщили: на общем собрании участников общей долевой собственности 2 ноября этого года было решено: "1. Не определять местоположение частей земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 25260000 кв. м... Право собственности на земельный участок принадлежало АОЗТ "Марьино", в настоящий момент право собственности на земельный участок принадлежит его полному правопреемнику СПК "Марьино". 2. Не согласовывать выдела земельных участков в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения".

Между тем, ряд членов кооператива (фамилии есть в редакции, но пожилые люди опасаются, что у них могут возникнуть проблемы с новым руководством СПК, и мы обещали пока их не называть) утверждает, что указанное собрание... вовсе не проводилось. В назначенный день дольщики собрались, но их встретил бывший председатель СПК "Марьино", а ныне исполнительный директор при Дубинине Алексей Галинский, который заверил людей, что никакого собрания не назначалось и не будет (и это было зафиксировано нотариусом Сергиево-Посадского нотариального округа).

Согласно протоколу, опубликованному потом в нашей же газете, на этом собрании был один представитель от 281 дольщика. Почему? Да просто их земельные доли скупил Александр Дубинин, выдавая по 300 тысяч рублей налом каждому владельцу. Позвольте, но ведь он же сейчас утверждает, что все земельные доли были внесены в уставный капитал АОЗТ "Марьино" в 1992 году? А как же тогда покупал их он сам?

Наша газета уже писала о ситуации, сложившейся в "Кузьминском". Там решение о переизбрании председателя оспаривается сейчас в суде. Над всем этим реет тень знаменитого "табачного магната", все того же Дубинина.

Можно много говорить о том, как расцветут хозяйства при новых руководителях, которые "собрав" земли будут развивать сельхозпроизводство. Возможно, какое-то производство и сохранится, но только не в том виде, которого требует приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Удивительно, почему при наличии столь открытых фактов незаконных действий "рейдеров", бездействуют правоохранительные органы. Не хочется верить, что с государственными органами им удалось договориться, так же как и с бывшими председателями предприятий.

Что касается крестьян, то единственное, что получили сельские жители, отработав всю свою жизнь до самой пенсии в колхозах и совхозах, — это право на земельную долю. Это лишь малая толика того, что могло дать им государство, но латифундисты и рейдеры лишают их даже этого. Чтобы этого не случилось, на страже их интересов должен стоять закон.

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

Газета "Вперед"