Политика

НАОЩУПЬ - К ЗВУКУ И СВЕТУ

Декабрь  11, 2007 1325

Наощупь - к звуку и светуВчера Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих отмечал 45-летие. А неделей раньше в его стенах состоялся межрегиональный фестиваль творчества для ребят с ограниченными возможностями, их родителей и педагогов. Специализированные детские дома и школы, центры "Семья", "Оптимист", "СИДИ" прибыли в гости с утра.

Звать в гости, так на целый день - решили хозяева и придумали обширную программу праздника.

На стенах фойе и дальше по коридорам разместилась выставка рисунков и рукоделья. Можно было и других посмотреть, и себя показать - кто что умеет.

Можно зайти в необычную библиотеку. Научиться читать по Брайлю - легко. Маленькие пальчики с успехом заменяют зрение, ведь для чтения главное - не глаза, а интеллект. Квадратики с точками (две горизонтально, три вертикально) - словно костяшки домино. Точка в левом верхнем углу - "а". Добавим к ней точку посередине справа - "е". Вместе пишем рельефно-точечным шрифтом название газеты: "Вперед".

В это же время открыли свои двери все мастерские. Их в детском доме много. Ведь все методики развития и обучения детей, которые плохо видят и слышат, а иногда совсем не видят и не слышат, основаны на развитии способностей узнавать мир руками. Узнать мир, научиться в нем жить - то, что обычному ребенку удается сделать почти незаметно и для него самого, и для родителей - здесь огромный труд.

Ребята из других детских домов и те, кто живет в семье, охотно пробовали свои силы. Художественная мастерская - порисуем! Керамическая - кому не хочется помесить глиняное "тесто" и сесть за настоящий гончарный круг! Вот и тарелочка, вылепленная собственными руками, - в печку ее! В ткацкой мастерской - два станка от немцев из Берлина.

В арт-терапевтической с детьми занимается Жанна Ивановна Назаренко - педагог, работающий с ребятами, у которых самые сложные заболевания. Лепка из теста, работа с природными материалами, папье-маше дает ребенку реальный шанс "увидеть" мир пальчиками, пощупать его. И понюхать мир с помощью ароматотерапии - тому, кто почти ничего не может. Здесь успокаиваются дети с очень проблемным поведением.

Мастерские появляются так. Учителя-дефектологи, как правило, приходят в детский дом со своими увлечениями. Проходит некоторое время - и, в соответствии с этим хобби, появляется мастерская с готовым преподавателем. Давно подмечено: человек лучше всего делает то, что ему интересно.

- А вы послушайте, как они пахнут! - восторгаются маленькие гости в свечной мастерской. Медовый запах щедро разлит по небольшой комнате, потому что в свечки скручиваются "вафельные" заготовки из натурального воска.

Но мастерские нужны не только для обучения. Закончив школу, старшие ребята должны чем-то заниматься - так появился производственный комплекс.

В швейной мастерской гости учатся делать из ткани цветы. "Вот и пестик получился", - объясняет педагог. "А тычинки?" - интересуются мальчишки. Все как в обычной школе.

Швейная мастерская, предполагается, будет ориентирована именно на старших воспитанников детского дома. Здесь хотят установить десятка два швейных машинок, на которых можно будет выполнять что-нибудь простое - обметывать, подрубать простыни. Потому что главная проблема инвалидов - даже не как получить образование, а трудоустройство. Для работы есть и картонажная, слесарная, пластмассовая, механическая мастерские.

И сейчас в детском доме под сотню по сути взрослых воспитанников. А ведь сюда, в единственный в стране детский дом для одновременно плохо видящих и плохо слышащих детей, очередь.

45 человек в очереди, 230 проживающих на официальные 180 мест, порядка 12000 нуждающихся по очень приблизительной оценке, основанной на зарубежной статистике (у нас в стране ее попросту нет). Такие вот цифры. Поэтому повзрослевших просят вернуться в семью. А они не хотят - потому что любят свой дом, где им комфортно и не страшно.

Главное, чему учат ребят в этом необычном детском доме, - поиску своего места в мире. Но пока это место - здесь, где жизнь устроена по особым правилам. Поэтому и страшно отсюда уходить.

Главное правило такое: каждый ребенок - не одинок, он включен в цепочку. В мастерской - в цепочку действий. В швейной тот, кто лучше видит, подбирает цвета изделия. Другой его сшивает. А кто-то может просто тесьму в клубочек сматывать. То же в керамической, где можно сделать фигурку, а можно просто помесить глину или скатать из нее колбаску. А в готовом изделии - посильный труд каждого.

Я не один, я в цепочке - как это может понять ребенок, который практически не видит и не слышит? Очень просто.

После посещения мастерских устроили музыкальные игры в спортивном зале. Что-то вроде дискотеки и урока ритмики в одном флаконе. В центре - хореографы. А возле каждого ребенка - кто-то, кто может его поддержать. Учитель, воспитатель, зрячий, старший, подруга, приятель - танцуют и при этом все кому-то шепчут, что надо делать, ведут за руку, подсказывают нужное направление. Мальчишка лет шести сидит на скамье - видимо, не слышит музыки и уж точно не видит зала. Вдруг забеспокоился, протягивает руку, упирается в спину девочки постарше и пальчиками начинает водить по ее спине. Она даже не оборачивается, просто заводит свою руку за спину, и мальчишка ловит ее ладонь. С минуту держит в своей ладошке, видимо, обретает уверенность - он не один, он в цепочке, свои рядом - и, отпуская девочку, довольно болтает ногами.

В чем еще секрет методик работы в нашем детском доме слепоглухих, не знаю. Но вот в общем кругу танцует Маша лет десяти. Она старательнее других повторяет движения за хореографом. Девочка не только плохо видит и слышит, но и, говорят, больна аутизмом. А ведь только что, на семинаре в библиотеке, врач-нейропсихолог из Москвы, отвечая на вопрос, как распознать аутизм на ранних стадиях, перечисляла признаки: ребенок не подражает мимике, не выделяет родителей, не реагирует зрительно на людей и предметы. А Маша, опровергая все представления об аутентичных детях, не пропустила ни одного движения, что и взрослому-то утомительно! Ошибка в диагнозе? Или результат реабилитации?

45 лет работы педагогов, врачей, воспитателей, дал уникальный опыт, научную и практическую базу. Директор детского дома Галина Константиновна Етиранова собрала уникальный коллектив.

После общего обеда был концерт. Выступали не только ребята, но и педагоги - вместе, как делают и все остальное. Песня, исполненная жестами (то есть сурдопереводом), - это надо не пересказывать на страницах газеты. Это надо увидеть, возможно, каждому. Это такая красота!

Детей с тяжелой патологией слуха и зрения рождается все больше. Если раньше это было в основном обусловлено генетическим сбоем или перенесенными заболеваниями во время беременности, то сегодня добавилась еще одна причина. Теперь спасают не только шестимесячных, как было еще лет тридцать назад, а на еще более ранних сроках. Недоразвитие плода - серьезный риск таких патологий, считают специалисты. Но как не остановить прогресс, так и не убедить мать не бороться за жизнь маленького 900-граммового родного человечка. Кому-то повезет, и он вырастет здоровым. Кому-то повезет всего лишь выжить. Но такие дети не смогут жить без нас, здоровых. Их надо держать за руку, говорить, что ступенька, опасная дорога... в общем, помогать жить. И чтоб цепочка была другая: они - мы - они - мы... Тогда уходить из детского дома им будет не так страшно.

Галина СЕРОВА

Фото автора

Газета "Вперед"



Нравится: 0 / Не нравится: 0