СКОЛЬКО ПЛАТИМ?

03 марта 2008 4168

СКОЛЬКО ПЛАТИМ?Население защитить и ЖКХ не обанкротить - сегодня эта задача стоит перед всеми поселениями района. Девять из двенадцати впервые самостоятельно утверждали коммунальные тарифы на этот год, используя новые полномочия, данные законом о местном самоуправлении.

Лишь для трех сельских поселений - Селковского, Васильевского и Шеметовского, которые пока остаются под коммунальной опекой района, тарифы на жилищно-коммунальные услуги разработала районная администрация. Плата за услуги ЖКХ повысилась здесь, как и прогнозировали, в пределах 17%, и информация об этом давно появилась в газете.

Уже в первые дни нового года по многочисленным обращениям в газету "Вперёд" нам стало ясно, что больше всего новые коммунальные тарифы заботят жителей Сергиева Посада и пригородных деревень и поселков, входящих в поселение. В городской прессе опубликованы таблицы с убористыми столбцами цифр, но наши читатели настаивали на развернутом комментарии от чиновников.

Мы попытались оперативно выполнить задание читателей и официально довели до городской власти интересующие жителей вопросы. К сожалению, ответ мы получили лишь спустя полтора месяца. Приносим читателям свои извинения за промедление не по нашей вине. Как бы то ни было, сегодня, наконец, публикуем комментарий на злободневную тему начальника управления экономического развития городской администрации Анны КОЧЕМАРОВОЙ.

- Почему в одинаковых домах люди платят за ЖКХ по-разному?

- Тарифы теперь разнятся в каждом микрорайоне города. Как никогда раньше, в этом году нет единого тарифа ресурсоснабжающих организаций. Впервые тариф дифференцирован с учетом особенностей каждого микрорайона, как это и предписывает федеральный закон № 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который запрещает устанавливать средний, то есть единый для всех тариф. А поскольку в каждом уголке города, у каждого поставщика услуги свой тариф, то и опубликовать расценки на ту или иную коммунальную услугу для населения не представлялось возможным.

Вообще стоит отметить, что единообразие тарифов для населения, то есть принимавшийся ранее так называемый средневзвешенный тариф, - это прямое нарушение закона. Такой тариф весьма удобен чиновникам, потому что тогда все финансовое бремя разницы тарифов для населения, проживающего в населенных пунктах с разной коммунальной инфраструктурой, можно переложить на плечи жителей.

- Но, к сожалению, ряд сельских поселков отапливается мазутными и угольными котельными. И газовые котельные у них завтра не появятся...

- Ни для кого не секрет, что мазутные, а тем более печные котельные в обслуживании гораздо дороже, чем газовые, а стоимость производимого ими тепла вообще перешагивает все мыслимые пороги. Именно поэтому чиновники, управляющие ЖКХ населенных пунктов, обслуживаемых дорогостоящими котельными, отказывались от подачи горячей воды в многоквартирные дома в летнее время. Эта вода стала бы для бюджета просто золотой. Так вот обязанность государства не перекладывать с больной головы на здоровую, то есть не устанавливать средневзвешенный тариф и таким образом покрывать убытки мазутных и печных котельных за счет жителей, а развивать коммунальную инфраструктуру.

- Как вы себе это представляете?

- Строительство газопроводов в деревнях - одна из первоочередных задач реформы ЖКХ, но пока она, увы, решается очень медленно. Достаточно вспомнить, сколько усилий районная администрация затратила на строительство газопровода в Мостовик! А сколько еще предстоит сделать?! Районные власти уже скопили целый пакет программ газификации. Но это дело не районного, а иногда даже и не областного бюджета. Поэтому им остается по-прежнему стучаться во все двери, искать инвесторов. А дело государства в этом случае компенсировать расходы на производство дорогого тепла для населения.

- Чем объяснить разницу в тарифах в Сергиевом Посаде? Ведь в городе преимущественно газовые котельные.

- Все тарифы действительно разработали сами ресурсоснабжающие организации. Но взяты они не "с потолка". Во-первых, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги регулируется законодательством. Для нашего района предельный индекс роста цен на них установлен на уровне 17%. Во-вторых, все тарифы, которые разрабатывают предприятия, проходят экспертизу в Министерстве экономики Московской области. И, в-третьих, существуют рекомендации того же Министерства по расчету тарифов.

В частности, поставщики услуг для расчета нового тарифа применяют разработанные областью так называемые индексы-дефляторы, которые учитывают подорожание электроэнергии, горюче-смазочных материалов, газа и даже необходимый уровень роста зарплаты. Почему в итоге образуются разные тарифы при одинаковом подходе к их формированию? Это зависит от степени развития коммунальной инфраструктуры в каждом микрорайоне.

К примеру, при установлении тарифов на тепло учитывается уровень износа сетей и теплопотери, количество потребителей (здесь опять законы рынка - чем их меньше, тем тариф выше), технические показатели используемого оборудования и т. д. В результате, в городском поселении Сергиев Посад самый высокий тариф у котельной автоколонны № 1791, потому она, помимо предприятия, отапливает лишь один многоквартирный дом. А самый низкий тариф у котельной воинской части на Вакцине, зато, кстати, там самое дорогое водоснабжение.

Понимаете, весь смысл реформы ЖКХ заключается в переведении этой отрасли на рыночные рельсы. Вместе с этим возникнет и дифференциация цен на рынке недвижимости. Простой гражданин или застройщик будут продавать не просто квадратные метры, а конкретную квартиру в конкретном районе со сложившимися тарифами и качеством оказываемых услуг. Возможно, когда-нибудь ресурсоснабжающие организации будут задумываться о строительстве новых сетей для своих потребителей для того, чтобы снизить их затраты на содержание жилья.

- Жители хотят также знать, как рассчитывается норматив потребления.

- Норматив потребления существовал всегда. По нему также рассчитывались итоговые тарифы для населения. Просто раньше он был скрыт от потребителя.

Норматив потребления, утвержденный городским Советом депутатов, действительно одинаков по всему городскому поселению. Но вот какой интересный факт: если тарифы этого года рассчитываются по современным требованиям законодательства, то норматив потребления остался прежним, рассчитанным много лет назад по дополнительным инструкциям и СНиПам.

Это связано с тем, что постановления правительства (в которых, кстати, прописана и форма квитанции, и порядок перерасчета платы при снижении качества оказываемых услуг, и порядок расчета нормативов потребления) предписывали нам значительно увеличить нормативы потребления. В результате плата населения за коммунальные услуги, примени мы новый норматив, выросла бы даже не на 17%, а не менее чем на 40%.

Насколько мне известно, в Пересвете пытались применить новые нормативы потребления коммунальных услуг, но, посчитав, отказались. В итоге сейчас в Сергиевом Посаде используются нормативы потребления коммунальных услуг, которые ранее были разработаны районной администрацией. Правда, исходя из обоснованных экономических расчетов, горсовет несколько снизил норматив на теплоснабжение квадратного метра и на 1% повысил норматив водоснабжения на общеквартирные нужды.

- И все-таки, насколько реально увеличились тарифы в Сергиевом Посаде?

- В разных микрорайонах по-разному. На 5-8 процентов выросли тарифы на Угличе, Северном, Скобяном поселке. На прежнем уровне, а то и понизилась квартплата в Загорских Далях, на Вакцине и Звездочке. Но снижение квартплаты - в руках каждого жителя. Для этого в квартире стоит установить счетчики на холодную и горячую воду, а на дома - узлы учета тепла. Пока жители не спешат это делать, опасаясь расходов. Но первоначальные затраты быстро окупаются и в конечном счете дают хорошую экономию.

Я сама задалась вопросом и просчитала, что, к примеру, два работающих человека, которые большую часть дня проводят вне дома, по существующим нормативам примерно вдвое переплачивают за воду и, соответственно, за водоотведение. Если в квартире живут один работающий и один пенсионер, они переплачивают в полтора раза. К сожалению, норматив потребления нельзя предельно "подогнать" под каждую семью. Возможно, такая работа впереди. Но пока он по возможности унифицирован и, увы, не экономичен.

- Правительство Московской области выделило району 147 миллионов рублей на выравнивание тарифов в поселениях. Сергиев Посад вошел в число получателей компенсации?

- Нет. У нас тарифы выросли менее чем на 17 процентов, а значит и компенсация нам не положена.

- Какой тариф вырос больше всего?

- Заметно вырос тариф для населения на сбор и вывоз мусора. Кстати, цена утилизации одного кубометра отходов снизилась, но увеличился норматив их накопления. И это объективный подход. Норматив накопления мусора не менялся много лет, но с каждым годом количество товаров в индивидуальной упаковке растет, а значит, и мусора мы производим больше. Необходимость привести в соответствие норматив накопления мусора назрела давно.

Эксперты провели анализ объемов накопления отходов и рекомендовали новый норматив. Но ему мы тоже не последовали, по нашим оценкам он оказался слишком высок и нуждается в поэтапном введении. Кстати, в этом году принят и норматив накопления мусора для жителей частного сектора. Он составляет 0,18 кубометра на одного человека в месяц.

- Получается, что с жителей частного сектора за вывоз мусора берут с человека, а с жителей многоквартирных домов - с квадратного метра?

- Да, так предписывает нам Жилищный кодекс. По этому поводу много копий сломано, но федеральный закон действует.

- Какую политику в отношении тарифов администрация города предполагает проводить дальше?

- Наша задача - отстаивать интересы жителей, но в то же время не вводить в убытки предприятия жилищно-коммунального комплекса. Найти золотую середину непросто, тем не менее, мы уверены, что никаких авансов управляющим компаниям жители платить не должны. Разумная плата за реальные услуги - так можно было бы сформулировать нашу цель.

Подготовила Наталья АНДРЕЕВА и Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"