ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛОВ:"СО МНОЙ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО НЕ ПРОЙДЕТ"

28 августа 2009 4865

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛОВ:«СО МНОЙ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО НЕ ПРОЙДЕТ»

Слово бюджет известно каждому человеку. К примеру, семейный бюджет рассчитывают все, по нему и живут. Но если прикинуть свои доходы и расходы при стабильном заработке в общем-то несложно (правда, иногда все расчеты летят к черту), то оперировать предполагаемыми цифрами в рамках района непросто. Ведь желающих отправить деньги в доходы муниципальной казны немного, а содержать на них надо целые отрасли.

Районный бюджет — документ сложный и переменчивый. Его сначала долго верстают, сложно защищают и утверждают, а потом весь год еще и корректируют. Человек, который отвечает за исполнение бюджета, — важное звено любой администрации.

Владимир Коротков, четыре месяца назад избранный главой района, до сих пор формирует свою команду. Ведь кадры решают все, а значит и подбор их — процесс сложный и ответственный. Два месяца назад своим решением на должность заместителя главы администрации по финансовым вопросам он назначил Евгения Гаврилова. Народная молва сразу окрестила назначенного зама Германом Грефом. Настолько схожа внешность нового заместителя и нынешнего председателя правления Сбербанка.

Евгений Васильевич человек в районе новый. Но, имея опыт работы на аналогичной должности в Рузском районе Подмосковья, за анализ финансовой ситуации взялся без предисловий. О первых выводах и своем видении перспектив он делится с читателями газеты "Вперёд" в эксклюзивном интервью.

— Евгений Васильевич, о своем прозвище знаете?

— Конечно (смеется). Это прозвище у меня не впервой. Точно так же меня называли и в Рузском районе.

— Вас оно устраивает?

— Приятно, что я ассоциируюсь с умным человеком из аналогичной финансовой сферы. Но я тот, кто я есть. Надеюсь, что меня только встречают по одежке, а провожают по уму. Но к своему внешнему облику я отношусь аккуратно. В джинсах на работу, к примеру, не приду. Хотя очень их люблю.

— В вашем ведении находится координация работы нескольких подразделений администрации района: финансового управления, отделов мобилизации доходов, ревизионной работы, муниципального заказа и бухгалтерского учета. Как вы видите их работу?

— Работу этих подразделений вижу в соответствии с современными требованиями. При этом нацелена она должна быть, прежде всего, на эффективное выполнение ими своих функций в рамках выполнения администрацией района своих полномочий, в том числе: на реализацию комплекса мероприятий по эффективному планированию и исполнению бюджета; на увеличение доходов бюджета; на контроль за оптимальным расходованием средств бюджета его получателями. Считаю, это позволит укрепить муниципальную экономику.

— Простите, как именно эти службы администрации могут муниципальную экономику укрепить?

— Не надо путать понятие экономики муниципального образования, которая представлена бизнесом района, его развитием, и понятие муниципальной экономики. Муниципальная экономика — это хозяйство, представленное населению сферой бюджетных услуг по образованию, здравоохранению, культуре и т. д. При этом бюджет является инструментом оказания этих услуг, где в расходы включены, в первую очередь, именно те позиции, которые районная власть должна исполнить согласно своим полномочиям. Поэтому слаженная работа всех структур районной администрации поможет качественно исполнять свои обязательства по наделенным полномочиям перед населением.

— Какое состояние бюджетов района и поселений в настоящее время и над чем надо работать?

— Несбалансированность местных бюджетов не всегда позволяет создать условия для обеспечения самодостаточности муниципальных образований, как уже отмечал глава района.

В таком большом районе, как наш, к сожалению, из двенадцати поселений большая часть дотационные. Да и сам районный бюджет дотационный. Как вы знаете, дотация — это сумма недостающих доходов бюджета на покрытие расходов, которые формируются в соответствии с полномочиями. Сумма расходов при этом определяется по нормативам для каждой отрасли. Нормативы невысокие, поэтому мало сделать бюджеты недотационными, то есть самодостаточными, необходимо работать над включением в бюджет и финансированием тех расходов, которые не учтены в нормативах — это считаю главным.

— В чем вы видите основную причину того, что район, по сути, не может сам себя содержать?

— Причин много, но основные — это отсутствие пока эффективной инвестиционной политики и серьезной работы по мобилизации доходов. Думаю, надо еще работать и над новой Концепцией социально-экономического развития района.

— Кризис показал необходимость новых подходов в работе. Что считаете основополагающим в ней, особенно для финансистов?

— Считаю, что сейчас как никогда необходимо придерживаться четырех принципов: все должно подлежать жесткому планированию — доходы, расходы, сама работа; не должно быть эйфорических планов развития, где бы все делалось любой ценой. Нужна реальная программа социально-экономического развития района, которая была бы синхронизирована с программами поселений. При этом весь комплекс мероприятий по программе обязательно должен быть увязан с источниками финансирования; должно быть исключено безудержное залезание в долги — ресурсы всегда ограничены, а за них придется платить; всегда необходимо думать о рисках, которые могут быть, кризис тому пример.

— Говоря о программах, отраженных в бюджете, что вы имели в виду?

— Программа социально-экономического развития — это утверждаемый главой района документ, который должен консолидировать в себе программы развития района и поселений. Эти программы, в свою очередь, составляются из отраслевых программ, где расходы по ним, исходя из доходной базы, должны прописываться в бюджете. Поэтому в ходе подготовки бюджета на очередной финансовый год на основе прогноза социально-экономического развития должна идти серьезная работа по подготовке отраслевых программ с определением распорядителей бюджетных средств — исполнителей программ. Причем сделать надо так, чтобы впоследствии не образовывалась кредиторская задолженность.

— Мы поговорили о том, как должно быть. Но ведь пока район живет по тому бюджету, который принимался исходя из других принципов. Какая у нас кредиторская задолженность на конец полугодия?

— К 1 января кредиторская задолженность бюджета района была равна 82 млн рублей, а на 1 июля — уже 140. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года она выросла многократно. В прошлом году на

1 июля район был должен по обязательствам 36,7 млн рублей.

— Цифры, признаюсь, пугают…

— В настоящий момент предпринимается ряд мер, позволяющих снизить темп роста задолженности.

И принятые меры по сокращению бюджета по доходам и расходам — это не моя прихоть, а требование бюджетного законодательства плюс трезвая оценка ситуации. При этом даже не сомневаюсь, что созданное в администрации подразделение по мобилизации доходов, работа которого только настраивается, внесет свою лепту в решение этого вопроса.

— В любой работе необходим контроль, ну а с бюджетными деньгами особо. В чем вы видите сущность ревизионной работы?

— Бюджетный кодекс рассматривает ревизионную работу, как муниципальный финансовый контроль. В рамках бюджетной реформы, которая идет в стране, все нацеливает нас на то, чтобы бюджеты были ориентированы на результат. На результат выполнения властью своих полномочий, критерии эффективности работы которой уже нашли отражение в Указе президента. Считаю, что необходимо выстроить систему так, чтобы даже возможности нарушать закон не было. Одной из мер этой системы должна быть неотвратимость наказания и серьезность ответственности. Поэтому сущность этой работы вижу в недопустимости "разбазаривания" денег налогоплательщиков путем соответствующего контроля, так меня ориентирует глава района.

— На что будет сделан акцент при проведении проверок?

— Если говорить о конкретных ревизиях, то это проверки, прежде всего, рационального, эффективного и целевого использования бюджетных средств, проверки состояния бухгалтерского учета и недопустимости образования кредиторской задолженности. Основываться они должны будут на серьезном анализе работы бюджетных учреждений, стоимости работ и товаров, а также на тесном взаимодействии с финансовым управлением, управлением экономики, отделом муниципального заказа и отделом муниципальной собственности.

— Какие действия собираетесь предпринять на первом этапе?

— Как вы знаете, нет предела совершенству. Поэтому думаю, что необходимо, во-первых, пересмотреть Положение о бюджетном процессе, во-вторых, разработать порядок финансирования, позволяющий в понятном всем режиме работать распорядителям бюджетных средств с подведомственными получателями, чего прежде не было, а также четко планировать финансирование отраслей на краткосрочный период. В-третьих, надо подготовить нормативно-правовые акты, позволяющие регламентировать взаимодействие финансово-экономических и других служб администрации по различным вопросам. Также надо срочно провести анализ расходов бюджетных учреждений на предмет их оптимизации. Ну, и, наконец, последнее: думаю, пришло время готовить программу реформирования муниципальных финансов, которая позволит навести порядок в доходах и оптимизировать всю бюджетную сеть.

— Что считаете главным в этой работе сейчас и в перспективе?

— Необходимо организовать слаженную работу своих подразделений, их тесное взаимодействие, не только друг с другом, но и с другими службами, которое позволит сделать реальным к 2011 году самодостаточность бюджетов района и ряда поселений. Ведь район, если исходить из сути реформы местного самоуправления, ответствен за все поселения. Я отдаю себе отчет, что сложности, имеющиеся сейчас, быстро не пройдут. Нам главное не только пополнить бюджет, но и научиться тратить деньги, понимая перспективы работы в отраслях и выделяя при этом соответствующие приоритеты.

— Для того чтобы реализовывать поставленные перед собой задачи, вам нужны крепкие кадры. Собираетесь менять коллектив?

— Признаюсь, мне всегда везло с коллегами, потому что я учился у них, как можно поступать и как нельзя. Поэтому люблю работать с профессионалами, которые видят в решении проблемы не поставленную перед ними узкую задачку, а комплекс взаимосвязанных вопросов, от решения которых зависит качество конечного результата. Словом, не люблю людей "зашоренных", узко видящих проблему.

Вы даже не представляете, насколько я практик и свою работу знаю очень хорошо. Поэтому со мной никакое очковтирательство не пройдет — так своим подчиненным и сказал. В этой связи вопрос замены кадров может стоять лишь в аспекте необходимости выполнения поставленных передо мной главой района задач.

Досье

Евгению Гаврилову 39 лет. Он родился в Волгоградской области, но большую часть сознательной жизни прожил на севере.

Кадровый офицер. После окончания военного авиационно-технического училища служил в армии. Его работой была расшифровка так называемых "черных ящиков". Хотя, по его словам, они вовсе не черные, а ярко-оранжевые.

Уволившись из армии в 1992 году, работал в налоговых органах. Прошел путь от инспектора до начальника подразделения. Параллельно учился на одногодичном заочном факультете Воронежского аграрного университета, затем окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, где получил банковское образование.

В 2001 году ушел в страховой бизнес и с нуля создал страховое агентство.

С января 2002 года стал работать в администрации одного из муниципальных районов Мурманской области заместителем главы, возглавляя финансовое управление. По рекомендации в конце 2004 года перешел работать в администрацию Рузского района, где координировал работу финансово-экономического блока.

Закончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности "Государственное и муниципальное управление". Защитил там же кандидатскую диссертацию по теме "Развитие механизмов управления муниципальной экономикой".

В июне текущего года назначен заместителем главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района по финансовым вопросам.

Женат, воспитывает двух сыновей, супруга педагог.

Наталья Андреева

Газета "Вперёд"