МОБИЛИЗУЕМ ДОХОДЫ

14 декабря 2009 5099

Конец календарного года традиционно ознаменован важным процессом для финансистов — версткой бюджета следующего года. И, кстати сказать, за этим сухим словосочетанием кроется качество жизни каждого из нас. Ведь бюджет — это финансирование больниц, в которых мы лечимся, школ, в которые ходят наши дети… И так хочется, чтобы учреждения эти были современными, хорошо оборудованными.

МОБИЛИЗУЕМ ДОХОДЫ

Но Сергиево-Посадский район, равно как и всю страну, затронул экономический кризис. Предприятия сокращают объемы производства и заработную плату. Уменьшается налогооблагаемая база, сокращаются вливания в муниципальную казну из областного бюджета. Придется туже затягивать пояса и вместе с тем искать новые формы хозяйствования. Как заработать денег для района? — с таким вопросом мы обратились к заместителю главы администрации района по финансам, председателю межведомственной комиссии по мобилизации доходов Евгению ГАВРИЛОВУ.

— Евгений Васильевич, одно из направлений вашей работы — это увеличение доходов бюджета. Поскольку уже завершился переходный период реформы местного самоуправления, что вы хотели бы отметить в этой связи с учетом полномочий района?

— Хотел бы напомнить, что у районов свои полномочия со своими доходными источниками, а у поселений — свои. И как уже отмечалось ранее, до сих пор остается нерешенной проблема соотношения ресурсов и полномочий органов местного самоуправления.

Основные источники доходов районного бюджета, подчеркиваю, основные, — это 20% от налога на доходы физических лиц, 90% единого налога на вмененный доход, 50% от аренды земли, 40% от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Основные источники доходов поселений — это 10% подоходного налога, 100% налога на имущество физических лиц, 100% земельного налога, 50% от аренды земли.

— Поскольку на первом месте стоит подоходный налог, то выходит, что думать над увеличением налогооблагаемой базы стоит в ключе увеличения зарплат жителей?

— Верно, но это отдельная тема для разговора и целый комплекс мер. Плюс развитие бизнеса, позволяющее кроме сбора подоходного налога увеличивать и ЕНВД. Нельзя также забывать про земельный налог не только предприятий, которые зачастую платят не за тот разрешенный вид использования, но и физических лиц, у которых земля не оформлена или данные о ней отсутствуют в налоговой службе по разным причинам и налог соответственно не начисляется. Я уже не говорю о налоге на имущество физических лиц при всеобщей проблеме его регистрации и учета как объекта налогообложения в налоговых органах. Нет объекта — нет налога.

— Становится понятно, что проблем, связанных со сбором доходов, много. Какие, на ваш взгляд, можно считать основными?

— Их несколько:

• отсутствует система в работе по анализу проблем, связанных с мобилизацией доходов и способов их решения;

• к сожалению, нет единого центра по координации работы в этом направлении;

• отсутствует понимание того, каких доходов и сколько необходимо собрать, чтобы иметь недотационные бюджеты

— В общем, вещи организационного характера. Хотя непонятно, что такое мобилизация доходов? Не совсем, как мне кажется, слово мобилизация подходит к доходам.

— Мобилизация — это в том числе приведение чего-либо в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-либо задачи. В нашем случае необходимо административный и организационный ресурс, который есть как у районной власти, так и власти поселений, направить на поиск резервов по сбору доходов. Казалось бы, все просто, но за этим стоит огромная работа, которую мне поручил глава района.

— Если я не ошибаюсь, роль единого центра по координации работы по мобилизации доходов должна выполнять администрация района?

— Совершенно верно, так как это укладывается в основной принцип реформы местного самоуправления, где у районной власти свои возможности. Но сам вопрос взаимодействия намного шире, так как координация со стороны района должна содержать в себе обеспечение нового качества решения ведомственных задач, федерального и областного уровня, на основе межотраслевого взаимодействия.

— И какие же инструменты, позволяющие работать в настоящих условиях, вы будете использовать?

Первое — необходимо утвердить план по мобилизации доходов, который включает:

• анализ состояния доходной базы муниципальной экономики путем установления количества работающих предприятий местного, регионального и федерального подчинения; экспертизу их доходной базы и т. д.;

• разработку плана мероприятий, содержащих перечень работ и служб, ответственных за поступление доходов в бюджет и принятие его заинтересованными сторонами;

• преобразование организационных структур управления администраций, обеспечивающих целенаправленное воздействие на сбор доходов;

• развитие нормативно-правовой базы сбора доходов в виде разработки и принятия соглашений, обеспечивающих легитимное взаимодействие администраций района и поселений между собой, а также с подразделениями различных ведомств, способных содействовать сбору доходов.

Второе — усиление работы общественного органа управления в виде межведомственной комиссии по мобилизации доходов, уполномоченной осуществлять координацию деятельности всех ведомств, функционирующих на территории муниципального образования, и призванной обеспечивать баланс интересов всех участников взаимодействия.

В качестве доминирующих функций выделил бы мобилизацию доходов и решение проблемы низкого уровня оплаты труда. При этом необходимо правильно сформировать мотивационные основы участия в работе комиссии ведомств и бизнес-структур, функционирующих на территории муниципального образования.

Третье — может быть, организовать муниципальное специализированное учреждение, которое занималось бы созданием налогового паспорта района, что содействовало бы сбору доходов. Такие положительные примеры в области уже есть.

— Какой вы видите организацию этой работы в поселениях?

— Основываясь на вышеизложенном, хотел бы нацелить глав поселений на активную работу и взаимодействие в этом вопросе, тем более, что основные проблемы по этой части находятся в поселениях: их земельный налог и налог на имущество физических лиц входят в состав основных источников наполнения бюджетов поселений. А это огромный пласт работы.

— Без чего, по вашему мнению, трудно работать и что должно составить основу работы по мобилизации доходов?

— Основа — это люди, которые будут заниматься этой работой как в районной администрации, так и в поселенческих. Их надо этому научить, правильно сориентировать, постараться изменить их взгляд на, казалось бы, обычные вещи в этом вопросе. В общем, «зарядить» идеей.

С другой стороны, важна поддержка общества, выражающаяся в понимании процессов, которые администрация хочет запустить. Плюс необходимость по-новому взглянуть на отношения власти, бизнеса и профсоюзов.

Полина СТРОГАНОВА

Газета "Вперед"