"КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНА"

26 февраля 2010 3450

Год 2010 вновь ознаменуется в районе выборами. В октябре будет избран новый состав депутатов районного Совета. Деятельность законодательной власти, в отличие от власти исполнительной, менее заметна простому человеку. Меж тем именно представительный орган строит ту нормативно-правовую платформу, на которой администрация возводит все новое и полезное на благо жителей. Этот принцип действует и на федеральном, и на областном, и на районном уровне. И именно представительный орган власти, по закону, является основной демократической составляющей всей системы. Ведь только в нашем районе за каждым депутатом райсовета стоит не менее 20 тысяч жителей.

«КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНА»В канун проведения районного итогового годового собрания председатель районного Совета депутатов Владимир БОГОСЛОВСКИЙ рассказал о достижениях и неудачах представительного органа.

— В начале я скажу об объеме нашей работы в цифрах и фактах. За прошлый год подготовлено и проведено 19 заседаний Совета, из которых 8 внеочередных. На них принято 135 решений. Кроме того, заслушано 36 информационных вопросов по различным сторонам жизни района. По поручению Совета Контрольно-счетной комиссией проведены семь проверок учреждений образования и здравоохранения.

И вы должны отчетливо понимать, что в подготовке заседаний Совета, изучении, анализе и подготовке проектов решений Совета основную роль сыграла работа депутатов в различных комиссиях. За год проведено 102 их заседания.

Но наиболее значительный объем работы был выполнен депутатами в своих избирательных округах.

— Надо полагать, что работа депутата районного Совета предполагает общение с коллегами других уровней власти?

— Действительно, в прошлом году депутаты от имени Совета участвовали в работе различных муниципальных, государственных и общественных структур. В их числе Совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной думы РФ, Всероссийский совет по местному самоуправлению, Совет органов местного самоуправления муниципальных образований района, действующий внутри района, коллегия администрации, комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения также при администрации района, штаб по благоустройству, межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотиками, антитеррористическая комиссия и многие другие. Такая форма работы Совета дает возможность депутатам максимально широко представлять Совет и отстаивать его позицию.

— Тем не менее основная работа депутата — это забота о своих избирателях.

— Связь с населением и различными организациями, рассмотрение писем и обращений, работа с документами — это неисчерпаемый источник человеческого опыта, знаний, анализа принятых и готовящихся решений, учета мнения большого количества людей в выработке своей позиции. За отчетный период Советом отработано 1270 различных официальных документов, начиная от Администрации Президента и заканчивая религиозными организациями. Кроме того, мы активно участвовали в поощрении граждан и организаций за вклад в развитие Сергиево-Посадского района. От имени Совета было вручено 84 почетных грамоты и благодарственных письма.

— Владимир Николаевич, всем понятно, что нормотворческая работа даже в рамках района не имеет предела. Жизнь идет вперед, а вместе с этим возникают потребности в регулировании ее определенных сфер на местном уровне. Но можно ли сейчас сказать, что работа Совета над основополагающими нормативными актами в районе завершена?

— Нет, конечно. К примеру, в 2006 году мы приняли важнейший документ — Устав, с которым район получил основу для законной деятельности в период проведения реформы местного самоуправления. К настоящему времени принято восемь Положений, раскрывающих процедуры действия Устава, и было бы логичным нам же продолжить работу над совершенствованием «районной конституции» и полностью запустить ее в действие. Что я имею в виду? Во-первых, как я уже сказал, Устав требует утверждения Положений «Об Общественной Палате»,

«О районном собрании», определения статуса Совета директоров, уточнения социального места Экспертно-консультационного общественного Совета. Во-вторых, депутаты видят необходимость совершенствования некоторых статей Устава в рамках действующего законодательства, например, в части согласования всех заместителей главы (а не только первого), руководителей муниципальных СМИ, аренды или продажи земельных участков. Выдвигаются и другие предложения, например, по изменению избирательной системы в районе.

Важная работа в 2009 году проведена Советом в рамках реализации действующего Устава в связи с выборами главы района, дополнительными выборами в райсовет, поселенческие органы власти. Жизнь показала, что нам далеко не безразлично, кто будет представлять районный депутатский корпус, кто будет главой исполнительной власти, кто будет представлять интересы населения в городе Сергиев Посад, других городских и сельских поселениях, как пройдут процессы формирования власти.

Без преувеличения могу сказать, что в связи с выборами перед райсоветом встали непростые задачи. В начале года мы приняли непростое решение о признании досрочного сложения полномочий прежнего главы района после вступления в силу обвинительного приговора против него и объявлении досрочных выборов. Для этого потребовалась глубокая и всесторонняя проработка вопроса, так как ошибка Совета могла иметь большие негативные последствия и привести к неразберихе в исполнительной власти.

После выборов главы района из Совета выбыли два депутата — В. Коротков и И. Барбакадзе. Затем последовали выборы в Советы депутатов поселений, в которых участвовали 10 депутатов райсовета. Возникла реальная угроза досрочного прекращения полномочий районного Совета, и мы решили непростой юридический вопрос о дополнительных выборах в представительный орган власти муниципалитета. В результате райсовет был успешно доукомплектован и продолжил работу. Я говорю об этом, потому что, сохранив районный Совет в отсутствии городского, фактического отсутствия глав района и города (С. Персианов, если помните, был отстранен судом от исполнения обязанностей), мы тем самым значительно повысили стабильность местной власти.

— Но из всего перечисленного по-прежнему окончательно не снят вопрос о новом порядке формирования районного Совета. Возможно, это будет уже другой орган власти?

— Действительно, этот вопрос периодически поднимается то одними, то другими политическими силами, но мы должны двигаться навстречу выборам в рамках существующего порядка. В частности, видится логичным обсуждение необходимости изменения избирательной системы, например, на смешанную, когда часть депутатов будет избираться по партийным спискам, а часть по мажоритарной схеме.

— Одним из главных исключительных полномочий Совета является утверждение бюджета Сергиево-Посадского муниципального района и внесение в него изменений и дополнений, утверждение отчета о его исполнении. Как оцениваете финансовую стабильность муниципальной территории?

— Пока мы по-прежнему не имеем долгожданной финансовой помощи от области. В конце 2008 года, уже в ходе начавшегося кризиса, мы приняли бюджет на 2009 год, который вынуждены были сокращать в течение всего года. Состояние, близкое к краху мировой финансово-экономической системы, потребовало от нас найти более эффективные формы работы над бюджетом. Они были найдены уже в ходе работы над новым Положением о бюджетном процессе, которое мы приняли в конце прошлого года. До этого практически все вопросы по бюджету были замкнуты на соответствующую депутатскую комиссию. Теперь все конкретные доходные и расходные статьи бюджета мы закрепляем не только за комиссиями, но даже персонально за депутатами. Это позволит более глубоко вникать в работу администрации над бюджетом и не только повысить эффективность контроля за его исполнением, но и более осознанно приступить к формированию бюджета следующего 2011 года.

— Концепция развития Сергиево-Посадского района до 2020 года, которая была принята Советом два года назад, по вашему мнению, реализуется?

— К сожалению, в период кризиса акцент сделан лишь на низкобюджетные краткосрочные муниципальные целевые программы, а также на расплывчатые планы финансирования, связанные с празднованием определенных дат. Я считаю, что администрация района практически отказалась от программно-целевого подхода к развитию муниципальной территории. Довольно медленно идет работа над важнейшим документом — схемой территориального планирования района. Не видно участия районной власти и в разработке Генеральных планов поселений. А ведь у нас есть реальный шанс заменить весьма приземленную дискуссию с поселениями о том, кто должен распоряжаться землей, на совместное планирование развития района.

— В числе исключительных полномочий Совета — определение порядка управления и распоряжения районным имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Как вы оцениваете эффективность распоряжения им?

— В этом вопросе еще не все в порядке. Достаточно сказать, что у нас нет даже реестра муниципальной собственности, и депутатам трудно понять, каким же имуществом владеет район, как он им распоряжается. В прошлом году Совет перед администрацией поставил задачу разработать шесть новых Положений по этим вопросам, в том числе взамен принятых в 2004 и 2005 годах. Необходимость новых Положений возникла в связи с изменением законодательства и разделением полномочий между районом и поселениями. Одно Положение нами было принято в 2009 году, остальные готовятся к принятию в марте-апреле этого года.

Но особо я хотел бы остановиться на исключительной компетенции Совета — контроле за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Закон доверил нам контроль от лица избравших нас граждан, и за эффективность такого контроля нам перед гражданами и отвечать. И депутаты, опираясь на свои законные права, должны осознавать свою ответственность. Нельзя уходить в бездумную, ничем не обоснованную оппозицию по любому вопросу, решаемому администрацией, нельзя вносить сумятицу в ее планомерную работу, но в то же время нельзя скатиться к безмолвному соглашательству с ней в спорных вопросах, во всех ее недоработках и ошибках. Вот наша задача, вот где должны раскрыться политические способности и депутатская ответственность каждого из нас. Только на платформе конструктивного и принципиального взаимодействия главы района, администрации и Совета, при том, что каждая сторона добросовестно и профессионально выполняет определенные ей функции, лежит ключ к успешному развитию района.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"