ВЛАДИМИР БОГОСЛОВСКИЙ: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ИЗМЕНИТСЯ?

26 апреля 2010 3461

14 апреля прошло внеочередное заседание районного Совета депутатов с одним вопросом в повестке дня: "О внесении изменений в Устав Сергиево-Посадского муниципального района". Главное изменение касалось избирательной системы на предстоящих в октябре выборах в райсовет. Совет высказался "за". Ситуацию комментирует председатель районного Совета депутатов Владимир БОГОСЛОВСКИЙ.

ВЛАДИМИР БОГОСЛОВСКИЙ: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ИЗМЕНИТСЯ?

— Владимир Николаевич, еще раз объясните нашим читателям, в чем суть предлагаемых изменений.

— В России законодательством установлены пропорциональная — мажоритарная — и смешанная система выборов представительных органов муниципального уровня власти. Пропорциональная система предполагает выборы по партийным спискам. При этом места в районном Совете депутатов делятся между партиями пропорционально числу голосов, набранных за каждую. При мажоритарной системе, которая применяется в районе сейчас, депутатов избирают индивидуально в 21 избирательном округе. Выборы в Совет депутатов проводятся по одномандатной системе, то есть в каждом избирательном округе, насчитывающем приблизительно 10 тысяч жителей, избирается один депутат.

Смешанная система позволяет часть депутатов (например, 11 из 21) избирать по партийным спискам по единому избирательному округу, составляющему весь район, а оставшуюся часть — по расширенным по сравнению с существующими одномандатным округам (например, 10 вместо 21), и таким образом соединить преимущества пропорциональной и мажоритарной систем.

Таким образом, суть принятых нами изменений заключается во введении смешаной системы выборов вместо мажоритарной.

— А какая необходимость в изменении существующей избирательной системы при выборах районных депутатов?

— До определенного времени вопросов по системе выборов не возникало. Считалось, что основное преимущество действующей одномандатной системы заключается в том, что граждане выбирают между индивидуальностями, а не между безликими списками, и независимо от партийной принадлежности. Эти индивидуальности могут проявлять себя независимо, отстаивая интересы своих избирателей. Однако после последних выборов, состоявшихся в июле и октябре прошлого года, у многих граждан появились опасения, что в дальнейшем такие выборы в районе могут превратиться в соревнование денег и избирательных технологий, в результате чего наиболее достойные кандидаты, которых объективно избиратели хотели бы иметь своими депутатами, могут не пройти в Совет. Определенным мифом оказалась и независимость депутатов. Практика выявила, что они все равно объединяются во фракции и группы, решающие свои задачи, или действуют индивидуально в своих интересах, и не всегда на пользу населению.

Кроме того, ответственность депутата перед избравшим его населением по мажоритарной системе недостаточно определена законодательно. Показательно, что ни один депутат еще не был отозван населением. Так почему же эти фракции не могут быть партийными, защищающими партийные позиции и способы улучшения жизни граждан, несущими консолидированную ответственность перед народом за действия своей партии или политического объединения?

Кстати, практика показывает, что депутату, действующему вне политических объединений, не так просто выработать правильную позицию по тому или иному вопросу. Зачастую он действует на эмоциях, вместо помощи населению внося дополнительную ненужную неразбериху в работу администрации.

Другая озабоченность возникла в связи с тем, что партии с достаточно большим количеством сторонников не представлены напрямую в Совете. Неправильно рассуждать о том, что партии немногочисленны и поэтому не могут в полной мере представлять интересы населения. Число членов различных партий, действительно, составляет небольшую часть избирателей, но вместе со сторонниками, голосующими за ту или иную партию, это уже значительная часть избирателей, никак не меньшая, чем голосующая за независимых кандидатов.

— Тогда почему же сразу не перейти на пропорциональную систему выборов чисто по партийным спискам?

— Переход на чисто пропорциональную систему выборов только по партийным спискам также неоднократно предлагался различными уровнями власти и даже некоторыми из наших депутатов. Но я считаю, что для муниципальных образований это уже другая крайность, так как роль личности на муниципальном уровне все же велика и необходимо определенное число мест в Совете оставить для таких независимых депутатов. Более того, я бы оставил мажоритарную систему на поселенческом уровне, исключая, пожалуй, наиболее крупные поселения, такие, как Сергиев Посад.

— Не придут ли в результате в Совет по партийным спискам одни лишь партийные функционеры?

— Это уже должны решать сами партии, направлять ли в Совет своего секретаря с заместителем или подбирать для этого лидеров общественного мнения. Не сомневаюсь, что при формировании списков партии будут учитывать, как к их кандидатурам отнесутся не только рядовые члены партии, но и все избиратели. Кстати, в последнее время и так называемые независимые кандидаты на выборах часто подбираются партийными чиновниками или представителями администрации и объединяются ими в группы, идущие по единому списку. Эти группы еще в процессе выборов формируются с определенными целями, а их члены принимают на себя определенные коллективные обязательства. Такие группы продвигаются с помощью партийного или административного ресурса. Отличия между ними и прямыми партийными списками не такие уж большие...

— Насколько нам известно, сейчас в районном Совете депутатов уже есть фракция "Единой России" в составе 11 человек. Почему действующую фракцию из 11 человек планируется заменить списком, в котором может оказаться членов ЕР гораздо меньше, чем сейчас? Может быть, дело не в партиях, а в конкретных членах партии?

— На мой взгляд, вопрос не в том, что в действующем Совете есть фракция "Единой России", а в том, что в нем нет фракций других политических партий, отстаивающих свои позиции. Отмечу также, что большинство членов фракции ЕР в райсовете являются не членами партии, а сторонниками. Таким же образом (не только из членов партии, но и из ее сторонников) может быть сформирована фракция любой партии в будущем Совете. Конечно, при такой дружной и зачастую единодушной работе Совета, как сейчас, мне бы очень не хотелось, чтобы депутаты разбежались по партийным фракциям и вступили в противостояние. Но это жизнь, и в ней должно быть место разным мнениям, отраженным в позициях разных политических объединений, например, по тарифам на услуги ЖКХ, бюджету на образование и здравоохранение и т. д.

— А как проходит дискуссия по вопросу об избирательных системах в муниципальных образованиях в масштабах всей страны?

— 17 октября 2008 года в Госдуму РФ был внесен проект закона, в соответствии с которым в крупных муниципальных образованиях предлагалось законодательно ввести смешанную избирательную систему. Российские законодатели в подавляющем большинстве (400 — за, 1 — против) пришли к целесообразности принятия смешанной системы, и проект закона успешно прошел первые слушания. Этот вопрос в своем послании Федеральному Собранию осенью 2009 года предложил обсудить и Президент РФ Дмитрий Медведев. Параллельно шел процесс изменения системы выборов на муниципальном уровне, и во многих муниципальных образованиях уже введена пропорциональная или смешанная система.

— Зачем же нам тогда опережать события, если смешанная система выборов в муниципальных образованиях все равно будет введена законодательно на уровне Российской Федерации?

— Во-первых, неизвестны сроки принятия такого закона, и мы можем не успеть внести соответствующие изменения в Устав района. Во-вторых, почему бы нам не проявить инициативу, не дожидаясь мнения "сверху"? Мы в состоянии сами обсудить и принять правильное решение. Иначе в чем тогда смысл местного самоуправления?

— Так будет ли принята смешанная система выборов в районный Совет депутатов?

— В этой ситуации теперь все зависит от позиции областного министерства юстиции, которое должно зарегистрировать принятые на Совете изменения в Устав района. Но существует реальная опасность, что на этом история может не закончиться, и если какая-то сторона решит оспорить изменения Устава в суде, то придется пройти еще судебные процедуры и доказывать законность принятых изменений.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"