На день рождения — Победа!

07 ноября 2011 3799

Наш сегодняшний гость — Юрий Константинович МИХАЙЛОВ, коренной житель Сергиева Посада, представитель династии связистов и бывший фронтовик. Он из когорты победителей, о которых 70 лет назад споткнулась под Москвой "безупречная" немецкая военная машина. Мы беседуем сегодня с одним из многочисленных героев легендарного сражения на подступах к столице. Именно с этого рубежа врага обратили вспять и начался отсчет будущей Великой Победы.

На день рождения — Победа!

Делай, что должен...

— Юрий Константинович, вы ведь часто бываете на встречах с подростками. Говорят, детские вопросы самые трудные. О чем вас спрашивают молодые чаще всего?

— Таких встреч много. Я и завтра собираюсь пообщаться с юными любителями истории в городской детской библиотеке. Малыши и школьники слушают фронтовые рассказы с блестящими глазами, студенты училищ более ироничны и скептичны. Я особенно люблю вопрос о том, почему два века назад Москву французам отдали, а в Великую Отечественную за столицу стояли на-

смерть. Да потому что прежде Москва была лишь вторым городом страны, а в Отечественную уступить столицу врагу означало полное поражение. Никому из нас это не надо было объяснять. Вот это и есть патриотизм — выполнить без колебаний свой долг перед Родиной в тяжелую минуту. Эту простую вещь я и объясняю своим молодым собеседникам. У кого-то в глазах понимание, другие просто вежливо аплодируют.

— Вы ведь и сами были подростком, когда пришла беда...

— Я бы не называл детьми 17-летних. И сегодня это уже вполне взрослые люди, а мы взрослели еще быстрей. Взгляните на это фото: здесь мы с братом Олегом, ему — 19, мне на два года меньше.

— Неужели этому уверенному в себе парню в гимнастерке и солдатской пилотке только 17 лет?

— К тому времени я уже побывал рядом с фронтом. С другими ополченцами мы в июле рыли окопы под Смоленском. Немцы наступали так стремительно, что с ходу смяли наши укрепления, а мы уносили ноги в последний момент под раскаты близкой канонады. Добирались на попутном товарняке, нас снимали, проверяли документы — не шпионы ли? Ночевали в комендатурах и ехали дальше. Так добрались до Загорска. Потом встал выбор: то ли идти в 10-й класс, то ли... Конечно, пошел работать и осваивать семейную профессию. Да и карточки на продукты хотелось принести в семью по-взрослому. К осени связистов всех возрастов собрали в деревне Дерюзино, что у Торбеева озера, и сформировали отдельную роту связи. Перед отправкой на фронт нам дали день попрощаться с родными. Вот тогда мы с братом Олегом и снялись на память в знаменитой фотомастерской Платонова на улице Карла Маркса. Не зря хвалили мастера, карточка и сегодня в полном порядке. Скоро у брата Олега Константиновича 90-летний юбилей. Будем вспоминать с ним и этот эпизод.

— Думаю, что кто-нибудь из современных призывников задал бы вам такой вопрос. Ваш отец руководил в ту пору Загорским районом связи, в зону обслуживания которого входили Дмитров и Александров. Не последний был в городе человек, наверняка был знаком со многими руководителями. Неужели он не мог добиться отсрочки призыва на фронт для своего 17-летнего сына?

— Этот вопрос в семье даже не обсуждался, ни у кого из нас и мысли такой не возникло. А что тут обсуждать? Фронту были нужны связисты, враг уже был в 30 километрах от Москвы. Я работал монтером телефонного узла, когда был объявлен призыв связистов, и, конечно, отправился на фронт. Любил ли меня отец? До сих пор помню, как он сам собирал мне вещевой мешок. Отец прошел империалистическую войну, потерял здоровье по военным лагерям, вернулся с фронта сердечником и потому рано ушел из жизни. Мой солдатский баул он собирал со знанием дела, заботливо, а сверху положил пачку махорки. Говорит: "Что уж теперь делать вид, будто мы с матерью не замечаем твоих перекуров. Вот тебе табак на дорогу..." Нас любили, конечно, но решалась судьба страны, и мы выполнили свой долг без колебаний. До линии фронта, до дмитровской Яхромы, наша рота новобранцев дошла пешком, все походное оборудование везли на двух подводах с лошадьми. Вот насколько остро стоял тогда вопрос, кто кого, в смертельном противостоянии под Москвой.

Бегство вместо триумфа

— У вас большая военная биография, в составе 59-й армии 3-го Украинского фронта вы дошагали с боями до самой Вены, до полной Победы. Что для вас значит битва под Москвой?

— Это самая тяжелая и главная часть всей моей фронтовой жизни. Вы помните, каким был ноябрь 41-го? Ох, извините, конечно, вы не можете этого помнить. Тогда была поистине лютая зима. Уже в ноябре стояли 30-градусные морозы. Чудовищный холод был во время памятного ноябрьского Парада Красной Армии в осажденной Москве, и стужа продержалась до самого марта. А какая работа у фронтового связиста? Индивидуальная: ползешь на животе по снегу, рискуя стать живой мишенью для немецкого аса. В 41-м и 42-м они особенно куражились, были не прочь поохотиться на связистов. Про расстрелы с воздуха вам многие фронтовые связисты расскажут. Только в 44-м немецкие авиаторы присмирели: от хваленых воздушных эскадрилий остались крохи. Но под Москвой захватчики предвкушали скорую победу и не сомневались в своем абсолютном превосходстве.

— В какой момент загорская рота связистов включилась в сражение под Москвой?

— Мы прибыли в Яхрому, когда немцы обманным маневром сумели переправиться по мосту через Московский канал и взяли Перемиловские высоты. Это был очень опасный момент. Враг занимал высотки, а они здесь до 200 метров высотой. Артиллерия и авиация перемесят все кабели и провода, связистам приказ: восстановить связь с передовыми частями. Битва шла насмерть, гибли люди, было страшно ползти с катушкой в прицеле противника. А в 17-летнюю память врезалось, как, сбросив варежки (по-другому никак), коченеющими от мороза пальцами без счета соединял клочья проводов.

— Случалось ли вам встретить на фронте своих земляков?

— Я уже позже узнал, что под Яхромой воевал мой ровесник, загорчанин с ЗОМЗа, пехотинец Петр Фирсов. Войну он закончил кавалером двух орденов Славы. Подоспевшая 1-я Ударная армия разгромила немцев, выбила их с Перемиловских высот, освободила село Перемилово и уничтожила мост во избежание новых прорывов. А вскоре на Северо-Западном участке фронта немцам пришлось откатиться на полтораста километров. Бежали "непобедимые" так спешно, что вся дорога была запружена брошенной техникой. Замороженные трупы убитых немцы складывали штабелями вдоль дороги. Таким получился для них военный "парад" вместо несостоявшегося триумфа на Красной площади.

Персональный подарок

— Как вы оцените квалификацию и оснащенность связистов по другую линию фронта?

— Как связист скажу, что мы победили очень сильного и технически экипированного врага. У нас на вооружении тогда была чрезвычайно громоздкая аппаратура — двухметровые стойки с тяжелыми лампами, накальными и зарядными устройствами. Я был потрясен, когда при освобождении Венгрии захватили немецкий склад и нам достались трофейные портативные телефонные станции размером с чемодан. У нас такие появились только после войны. Этот небольшой факт мне говорит о многом. О том, как силен был враг, подступивший в 41-м к Москве. Как дорога Победа в Отечественной войне. А главное, как велика сила народного патриотизма, который невозможно победить.

— Всегда спрашиваю фронтовиков, где и как они встретили Победу? Какой ее запомнили вы?

— Для меня это была радость втройне. Победа была заслуженной, завоеванной, выстраданной. К тому же, известие пришло в освобожденной Вене, считайте, под звуки вальсов Штрауса. У нас была музыкальная семья. С братом, сестрой Эмилией и несколькими ровесниками мы организовали ансамбль, каждый владел несколькими инструментами, мы давали концерты на предприятиях Загорского района. И надо же — День Победы в Вене. Я даже умудрился побывать в сказочном венском лесу, на мемориале с могилами Штрауса, Моцарта, Бетховена. И еще одно удивительное обстоятельство: тогда как раз на днях мне исполнился 21 год. Ну, представьте, какое это необыкновенное счастье!

— Молодежь сегодня находит своих суженых в Интернете. А как вы встретили верную спутницу жизни связистку Полину?

— Получается, что "в телефоне". Она закончила Московское военное училище связи, я в 43-м фронтовое училище в Муроме. После войны работали на станциях правительственной связи. Я в румынской Констанце, она в украинском Измаиле. Сначала мы друг друга услышали по телефону, потом обменялись письмами и фотографиями. И я даже помню день нашей первой встречи — 24 июля 47-го года. А потом судьба свела нас в одной части в Измаиле. В Загорск я вернулся с супругой. И 55 лет прожили вместе до самой кончины Полины Андреевны. У нас всегда была хоть и немногочисленная, но крепкая семья. Мы и сегодня заботимся друг о друге. С интересом наблюдаю, как внучка стала успешным столичным дизайнером, мне любопытно, каким вырастет правнук.

— Жить долго и интересно — это, наверное, тоже талант. Как вам это удается?

— Все просто: надо заполнять жизнь делами, событиями и впечатлениями. Недавно подарил домашнее собрание книг городской библиотеке, две недели носил стопки. Хорошее дело. Всегда готовлюсь к встречам с молодыми — надо учесть возраст и темперамент слушателей, владеть материалом, о котором предстоит беседовать. Сейчас готовлюсь к празднованию 70-летия битвы под Москвой. Ведь мы,

17-летние бойцы, могли сложить головы в первом же бою, а нам судьба даровала долгую жизнь. Такие подарки надо ценить.

Светлана АНИКИЕНКО, газета "Вперед"

Визитная карточка

Юрий Михайлов родился 87 лет назад еще в городе Сергиеве. В семье начальника межрайонного узла связи Константина Михайлова росли трое детей — два сына и дочь. Младший сын Юрий учился в школе РККА, закончил девятый класс и собирался идти в выпускной. Но в июле 41-го он по призыву комсомола вместе с другими ровесниками рыл окопы под Смоленском. После недолгой работы монтером ушел на фронт 17-летним связистом. И сразу на линию огня — в Яхрому, где был один из рубежей многомесячной битвы за столицу. Награжден медалью "За оборону Москвы". В составе 3-го Украинского фронта освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию, войну закончил в Вене.

После Победы до 47-го служил в частях правительственной связи сначала в румынском городе Констанца, потом в украинском Измаиле. После демобилизации вернулся в Загорск вместе с супругой Полиной, тоже профессиональным связистом. Работал десять лет начальником монтажного участка на ЗЭМЗе, дважды избирался заместителем секретаря парткома завода. Сегодня он живет заботами 90-летнего брата Олега, дочери Евгении, внучки и правнука. И конечно, в курсе всех планов районной ветеранской организации.