“А превратились в белых журавлей...”

13 июля 2011 3249

Эхо войны пришло в Марьино

“Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат, всего, друзья, солдат простой, без званий и наград”, — эти строки военного поэта Сергея Орлова как нельзя полно отражают ситуацию с миллионами известных и безымянных воинов, захороненных на гигантских европейских просторах от Москвы до Берлина.

“А превратились в белых журавлей...”

 

Часть из них покоится в братских могилах. Кто-то — в отдельной под именной табличкой. Многие — под надписью “Неизвестный солдат”. А немалая часть до сих пор лежит там, где их были вынуждены оставить боевые товарищи — в заброшенных окопах и заваленных блиндажах, в оврагах и заросших курганах.

Справка

Отряд “Суворов” активно участвует в поиске останков павших воинов уже пятнадцать лет. За это время “суворовцы” выезжали в экспедиции в Тверскую, Смоленскую, Ленинградскую области, в места ожесточенных боев под Мясным Бором и на Невском пятачке. Они подняли из земли останки около четырех с половиной тысяч не похороненных в войну солдат. Из них установили имена около полутора тысяч человек. А процесс этот достаточно сложный.

Начинается он с изучения карты боевых действий, опроса местных жителей и определения конфигурации окопной полосы. Затем идет первичная разведка, составляется схема верховых и глубинных захоронений. Учитывается местоположение находок. Собирается все: останки, гильзы, цинки, детали оружия, подсумки, ремни, противогазы, обувь, колючая проволока... Попадаются и опасные находки — патроны, гранаты, снаряды... Все это сдается по акту на уничтожение.

“А превратились в белых журавлей...”

И сегодня на территории России беззаветно трудятся сотни поисковиков, чтобы найти останки павших, по возможности установить имена, сообщить родственникам и перезахоронить с соответствующими воинскими и духовными почестями.

На днях такая церемония была организована в Марьине. На прилегающем к деревне Опаринском кладбище были перезахоронены останки местного жителя Юрия Григорьевича Яловенко, погибшего в мае 1944 года и прежде похороненного на погосте деревни Молитвино в Коломенском районе.

Его могилу обнаружили бойцы Коломенского поискового отряда “Суворов”. Изначально, как сообщила командир отряда Ольга Стружанова, было принято решение установить на ней памятник, для чего понадобились некоторые данные и фотография. “Суворовцы” обратились к коллегам из Сергиево-Посадского поискового отряда “Пересвет” (командир Константин Смирнов). Совместная работа с военными архивами позволила установить, что у павшего воина в районе Марьина проживает немалая группа родственников — родная сестра, племянники и внуки. А в связи с тем, что от места проживания родственников (Марьино, Опарино, Корытцево) до Молитвина расстояние немалое, и учитывая их возраст, было принято решение перевезти останки Юрия Яловенко в родные края и похоронить на местном кладбище.

“А превратились в белых журавлей...”

Несколько недель шла подготовительная работа: оформлялись необходимые документы и разрешения, изготавливался оригинальный надгробный обелиск.

Достоверно известно, что Юрий Яловенко родился на Украине в селе Березнеговатое в 1924 году. Отец работал в школе и в 1932-м перевез семью в Московскую область. Юрий окончил школу, в 1940 году, решив пойти по стопам отца, поступил в педагогическое училище, располагавшееся на территории Троице-Сергиевой лавры.

Его сестра Мария Григорьевна рассказывает, что Юрий был красивым парнем, хорошо играл на гитаре, участвовал в художественной самодеятельности. В армию был призван в 18 лет — летом 1942-го.

Сначала был направлен в военное училище, где прошел ускоренную подготовку на офицера-артиллериста. Получил звание лейтенанта. Был назначен командиром взвода и направлен на прохождение службы в 50-ю Гвардейскую гаубичную артиллерийскую бригаду.

Об участии Юрия Яловенко в боевых действиях достоверных сведений нет. Но в одном из немногих сохранившихся писем мы читаем строки: “Получил теплый полушубок и валенки. Скоро на фронт”.

Весной 1944-го часть, в которой проходил службу Юрий Яловенко, была направлена на формирование и пополнение в Коломенский район Московской области. Молодой командир активно занимался обучением и подготовкой неопытных бойцов.

Днем 18 мая 1944 года взвод Яловенко отрабатывал учебное гранатометание у оврага рядом с деревней Молитвино. Одна из брошенных противотанковых гранат, к несчастью, не взорвалась. Закончив занятие, лейтенант Яловенко отправил солдат в расположение части, а сам пошел искать неразорвавшуюся гранату.

Зачем он это сделал? Да потому что вокруг бойцов постоянно вились стайки окрестных пацанов. И кто-то из них наверняка бы поднял опасную находку. Но гвардии лейтенант предотвратил чужую смерть. Он сам нашел гранату, поднял ее, и уже у него в руках она взорвалась.

Справка

Самым трудным в поисковой работе является установление личности погибшего. Помогают обрывки документов и писем, надписи на личных вещах, солдатские медальоны. А вот на помощь военкоматов особенно рассчитывать не приходится — оттуда идут в основном формальные письма. Поэтому сообщество поисковиков больше рассчитывает на собственные силы и дружеские связи между энтузиастами.

Юрий Яловенко умер от множественных ранений и был похоронен боевыми товарищами на местном кладбище.

Спустя 67 лет его останки были перевезены на родину, туда, где его родственники и односельчане смогут чаще посещать могилу. И вспоминать доброго и улыбчивого паренька, на-веки оставшегося молодым.

В церемонии перезахоронения приняли участие бойцы поискового отряда “Суворов” Игорь Шнякин, Алексей Каленченко, Марат Бойков, Анастасия Качайкина, Егор Сенин и Сергей Фролов. Собрались родственники и односельчане. Были представители администрации сельского поселения Шеметовское и средств массовой информации.

Всем очень понравился необычный памятник, изготовленный и установленный на могиле “суворовцами”: черные шпалы противотанкового “ежа” в основании, солдатская каска, разодранный корпус противотанковой гранаты, а над ними белый журавль и три красные звезды с наконечниками, окрашенными в белый цвет, — прямая аналогия с песней, что пел Марк Бернес о превращении солдат в белых журавлей.

После совершения всех гражданских и православных обрядов останки Юрия Григорьевича Яловенко были преданы земле под залпы из трехлинейных винтовок. Венки и букеты цветов довершили убранство могилы героя. Солдат обрел вечный покой в родной земле.

А для жителей Марьина и окрестных сел Юрий Яловенко стал символом сотен не вернувшихся с поля боя земляков, миллионов известных и неизвестных героев, без скромного вклада которых была бы невозможна наша Победа в самой кровавой войне ХХ века. 

Сергей ШМЕЛЕВ
Фото автора и из семейного архива Яловенко

газета "Вперед"