Сто лет на “отлично”

01 мая 2012 2809

Глядя на Александру Петровну Бурмистрову, так и хочется воскликнуть: “Дай бог и нам дожить до таких лет!” Мало кому удаётся достигнуть столетнего юбилея и сохранить при этом живость эмоций, ясную память и чувство юмора. “Настроение отличное и жизнь прожита на “отлично”, — шутливо оценивает себя Александра Петровна. Без умения легко и с улыбкой смотреть на трудности и проблемы ей вряд ли бы удалось пережить такой тяжелый для России XX век.

Сто лет на “отлично”

ВНУЧКА “ГОГОЛЯ”

Александре судьбой было уготовано родиться еще при царском режиме, но уже накануне революции — в 1912 году. Эту эпоху она помнит смутно: фрагментами всплывают то яркий подол маминой пёстрой юбки, то бревенчатый дом в селе Кузьматино Юрьев-Польского уезда, по которому ватага малолетних Романовых, а их в семействе было семь братьев и сёстер, рассекала босиком.

Александра Петровна скромно отмечает, что её предки с царской фамилией Романовы ведут свой род от крестьян. Но её родные всегда имели большой авторитет на селе. Отец, Пётр Николаевич Романов, был в Кузьматине председателем колхоза. Дед Александры, Николай Васильевич, также был авторитетной личностью и носил гордое прозвище “Гоголь”, которое по малолетству почему-то очень пугало девочку. Лишь в школе она узнала, что деда так прозвали, потому что имя и отчество совпало с именем великого русского писателя Николая Ва-сильевича Гоголя.

НЕ ДОУЧИЛАСЬ ИЗ-ЗА ВАЛЕНОК

Начало революции у Александры Петровны ассоциируется с гудками на железнодорожной станции: так сельчан созвали на главную площадь, где объявили об окончании царского режима. Осознать эпохальность события пятилетняя Саша, конечно, не могла, но вместе со всеми радовалась долгожданной свободе от “гнёта царского насилья”.

Впрочем, революция особых перемен в её жизнь не принесла – сельский быт неспешно катился своим чередом. Девочка окончила сельскую школу, на дальнейшую учебу денег у родителей не хватило.

— Мать сказала: “В городе сыро, кожаную обувь нужно иметь, а у тебя только валенки”. Так я и осталась без образования, хотя все сёстры успели окончить педагогическое училище, стать учителями. А меня одна из них взяла в няньки в Краснозаводск, — вспоминает Александра Петровна.

Вскоре в Краснозаводске открылись ясли, и племянника пристроили туда. Не любившая сидеть без дела Саша устроилась на работу на местный оружейный завод. Девушке выделили общежитие, но о жизни там Александра Петровна не любит вспоминать.

— В Кузьматине жили веселее, на танцы ходили всем селом. Помню, брат говорит мне: “Давай русского плясать?” Я как с ним вышла, сплясала... Потом маме, которая работала на текстильной фабрике, сослуживицы восхищённо передавали, мол, какая младшенькая плясунья у вас! — продолжает Александра Петровна.

Саше достались лучшие черты родителей: папина смекалка и напористость, мамин талант в ремесле. Девушка быстро научилась шитью и рукоделию — вязала скатерти из льна, вышивала ажурные ришелье. Родные восхищались: “Петли как машинка кладет, все ровные”. Особенно это мастерство спасло ее в военные и послевоенные годы. Когда с одеждой было плохо, Саша обшивала и себя, и домашних. А платье себе на свадьбу после войны смастерила такое, что, по ее выражению, в нём не стыдно и в английское посольство пойти.

ДАВАЙ ПОЖЕНИМСЯ?

На заводе бойкая и смекалистая Александра быстро стала продвигаться по службе. Бригадир, мастер, старший мастер — так бы дошла и до завотделом, если бы не помешала война. Когда враг стоял на подступах к Москве, оружейный завод хотели взорвать, но потом передумали, лишь вывезли ценное оборудование, а большинство рабочих – и её тоже — перевели на Скобянку.

— Работали на заводе по 12 часов за 200 грамм хлеба в день, который выдавали по карточкам, снаряжали гранаты, — последние слова Александра Петровна произнесла неохотно и шёпотом, пояснив, что это была военная тайна, которую они обязаны были хранить.

Там же, на заводе, девушка встретила своего будущего мужа Гаврилу Александровича, доблестного офицера, бывшего военного разведчика, обладателя ордена Александра Невского. На ухаживания в войну и после войны много времени не тратили: на второй день знакомства Гаврила Александрович с чемоданом уже стоял на пороге Сашиной квартиры.

— Объяснений в любви у нас не было. Гаврила Александрович просто спросил меня: “Давай поженимся?” Поначалу я ни в какую не соглашалась — куда замуж, когда тебе за тридцать! Но потом он меня уговорил, — улыбается Бурмистрова.

С мужем Александра Петровна душа в душу прожила много лет. Судьба подарила им двух детей — дочь Светлану, которая, по сути, продолжила швейную династию и стала художником-модельером и сына Валерия, он, как и родители, пошел работать на завод.

ЖИТЬ ЗДОРОВО!

Зарядка, здоровое питание и режим — вот три составляющих секрета долголетия Александры Петровны. Однако дочь Светлана открыла нам еще один: “Любимая мамина передача по телевидению — “Жить здорово!” Неиссякаемый оптимизм всегда выручал её и находящихся рядом людей”.

Хотя были в жизни Бурмистровой по-настоящему страшные и тяжёлые моменты. Когда дочка её сестры заболела дифтерией и ночью наступил кризис болезни, им на санках пришлось везти девочку в больницу к врачу... Не успели... Спасти малышку не удалось. Об этом она жалеет до сих пор.

— Мама всю жизнь старалась помогать людям, наверное, за это Бог и наделил её таким здоровьем и долголетием, — продолжает Светлана. — Очень часто ангел-хранитель выручал её в жизни. Однажды в гостинице Одессы их с подругами обворовали — из шкафа украли все платья. А уже вечером милиция нашла пропажу в комиссионном магазине. Юбку подруги кто-то купил за 70 рублей, а мамины красивые крепдешиновые платья и сумку оценили дороже и не успели распродать.

У Александры Петровны есть “ещё одна гордость”, о чём она рассказала нам, уже стоя на пороге. Это десять юбилейных медалей за Победу в Великой Отечественной войне и медаль “За оборону Москвы” — реликвии, которые перейдут по наследству её потомкам.

От всей души желаем Александре Петровне здоровья, чтобы в будущем году она встретила сто первую годовщину своей жизни.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

 

Газета "Вперед"