СТАРАЯ ГОСТИНИЦА И ЦЕНТР ПОСАДА: ЧТО НАС ЖДЁТ?

27 октября 2008 3257

Старая гостиница

Давно ожидаемая и несколько раз переносившаяся пресс-конференция на тему "Значение реконструкции Старой лаврской гостиницы в архитектурном облике Сергиева Посада" прошла в здании упомянутой гостиницы в четверг. В ней приняли участие мэр Сергиева Посада Сергей Персианов, эконом Лавры архимандрит Иеремия, казначей Лавры архимандрит Порфирий и главный архитектор проектов Лавры Нина Карпачева. Журналисты получили разъяснения по целому ряду волнующих горожан вопросов.

Мэр Сергей Персианов заявил, что новый гостиничный комплекс — достояние не только Лавры, но и всего города, всех горожан и всей Московской области. Поскольку такой уровень реставрационных работ, бережного отношения к прошлому можно встретить очень редко. Для города это огромное благо.

Архимандрит Иеремия напомнил, что первые рабочие на стройплощадке появились совсем недавно — 15 января 2005 года. "По милости божьей помогать в воссоздании гостиницы стало Федеральное агентство по атомной энергии. Помощь выражалась не только в финансировании, но и ведении всех работ. Еженедельно в Лавре проходили совещания с участием представителей агентства... Мы чувствовали себя в некоторой степени не на реставрации церковной гостиницы, а на строительстве объекта атомной отрасли", — сказал он.

Архимандрит Порфирий сообщил, что Старая лаврская гостиница вошла в комплекс паломнических гостиниц Лавры. В него включены еще Вознесенская (на Нижневке) и Пафнутьевская гостиницы (бывший главпочтамт), а также гостиница старца Варнавы и женский странноприимный дом в Пожарном переулке. "Комплекс паломнических гостиниц является некоммерческим учреждением, все средства (добровольные пожертвования, плата за проживание и другие) расходуются только на нужды паломников, поддержание гостиницы в надлежащем виде, возможное дальнейшее расширение комплекса и удешевление проживания в нем", — сказал он.

Нина Карпачева поведала собравшимся, что во время строительства гостиницы рабочие морально и духовно росли. На стройке даже никто не курил, а после ее окончания рабочие не хотели с нее уходить.

После выступлений настало время вопросов и ответов. Так как многие из них представляют для жителей Сергиева Посада исключительный интерес, мы приведем наиболее интересные высказывания почти целиком, с небольшими сокращениями.

Александр Гирлин, газета "Вперёд": Установка забора вдоль берега Белого пруда вызвала в городе неоднозначную реакцию. Почему забор нельзя было поставить чуть подальше, хотя бы на метр в глубь территории?

Сергей Персианов: Эта просьба учтена, сейчас в заборе сделана калитка, в дневное время там можно проходить, на ночь она закрывается... Это ограждение, его форма и размещение согласованы со всеми архитектурными службами. На взгляд архитекторов, оно совершенно не ухудшает вид города, а, наоборот, создает некоторую величественность.

Нина Карпачева: Белый пруд всегда принадлежал Лавре... Вплоть до поворота на Углич весь проспект, бывшая Переславская дорога, — это здания Лавры того или иного назначения. Деревянные, каменные. Даже знаменитый доходный дом — его строила Лавра. И Конный двор — тоже Лавра. Вы понимаете, мы медленно осваиваем... В принципе, этот забор хорош уже тем, что он красив.

Существуют определенные нормы. Если, не дай Бог, случится пожар — во двор должна пройти пожарная машина, там она должна развернуться и выехать. Поэтому было использовано максимальное нормативное пространство. Забор вокруг Белого пруда позволяет обеспечить безопасность людей в гостинице.

Анатолий Северинов, газета "Копейка": Сегодня упоминалось о дальнейшем расширении комплекса лаврских гостиниц. Речь идет об оставшейся неогороженной части берега Белого пруда?

Архимандрит Иеремия: В комплексе Старой лаврской гостиницы есть здание, исторически принадлежавшее Лавре, — это аптекарский флигель. Мы говорили о нем. Начиная с 90-х годов, оно находится в частном владении. Мы ведем переговоры с целью его возвращения, реставрации и вхождения в комплекс Старой лаврской гостиницы.

Анатолий Северинов: Меня интересует судьба Новой монастырской гостиницы, что напротив Старой. Там находится наша редакция.

Нина Карпачева: Это очень далекая перспектива.

Сергей Персианов: На сегодняшний день обращений по поводу этого здания, связанных с его возможной реставрацией, ко мне не поступало. Но мы, власти города, понимаем, что есть целый ряд зданий, которые принадлежали Лавре, обеспечивали ее потребности и потребности паломников. У нас есть ясное понимание того, что в рамках генерального плана развития города мы обязаны учитывать развитие Лавры, в том числе и на территории существующих зданий.

Александр Спиртов, газета "Новое Зеркало": Мы с коллегой прошли вдоль забора, там в середине дорожка сужается и превращается в пространство, по которому можно пройти только одному человеку. Это окончательный вариант или вы собираетесь принимать какие-то меры? Я слышал, Лавра намерена выдвинуть некие мостки, чтобы там можно было разойтись людям.

Нина Карпачева: Это просто слухи. Можно, конечно, заняться этим вопросом. Если его примут Лавра и город — пожалуйста. Если очень захотеть, возможно, Лавра пойдет навстречу. Но решать надо по принципу, хорошо ли это будет. Может быть, окажется, что это очень плохо.

Александр Гирлин, газета "Вперёд": Недавно в программе "Прямая речь" телеканала "Радонежье" принимали участие районный архитектор Любовь Ширяева и городской архитектор Маргарита Оськина. В прямом эфире они заявили, что им неизвестно, кто давал разрешение на установку забора вдоль берега Белого пруда.

Нина Карпачева: Я видела ту передачу. Гостиница является памятником архитектуры федерального значения, и вся документация выдается на уровне Министерства культуры.

Сергей Персианов: Хочу подтвердить, что это один из памятников федерального значения. Все вопросы, связанные с охраной памятников федерального значения, осуществляет Министерство культуры РФ.

Александр Гирлин: Два пристроенных к старому зданию новых корпуса — тоже памятник архитектуры федерального значения?

Нина Карпачева: Они не пристроены, они воссозданы. Мы лучше их сделали. Если посмотрите на старые документы — только крыша немного другая.

Сергей Персианов: Архитектурный комплекс в целом является памятником культуры федерального значения.

Александр Спиртов, газета "Новое Зеркало": Нельзя ли озвучить общую сумму, в которую обошлось строительство?

Архимандрит Порфирий: Более 400 миллионов.

Сергей Персианов: Эта цифра достаточно скромная. Она сопоставима с сегодняшним бюджетом города. Хочу сказать, что любые инвестиции в экономику города являются показателем его успешного развития. Если говорить экономическим языком, Лавра привлекла на это строительство инвестиции в объеме годового городского бюджета. Это инвестиции в город.

Еще хочу сделать объявление, поставить вас в известность. Подготовлен документ о создании автономного учреждения "Сергиево-Посадский городской парк культуры и отдыха", ведется проработка начала благоустройства этого парка в районе Скитских и Вифанских прудов. Надеемся, в следующем году мы приступим к реальным работам по его созданию.

Старая гостиница

P. S. После окончания пресс-конференции мы проконсультировались с известным в городе историком Константином Филимоновым. Он рассказал нам, что ближайшая к старому корпусу гостиницы пристройка, действительно, когда-то существовала и называлась "Летней гостиницей". При современном строительстве ее, правда, несколько расширили. Что же касается второй пристройки, стоящей на берегу Белого пруда, — никаких зданий в этом месте никогда не было. Впрочем, по его мнению, общее "пятно застройки" гостиничного комплекса соответствует тому, что было в XIX веке.

Хочется еще заметить, что создание городского парка — безусловное благо для горожан. Однако место для его размещения, возможно, выбрано не совсем удачно. До революции эти земли принадлежали Лавре, пруды были созданы монахами, ими обихаживались, облагораживались и обслуживались. Знаменитая липовая роща, входящая ныне в состав расположенного там природного заказника, тоже была высажена ими.

Совсем недавно, несколько недель назад, Архиерейский собор Русской православной церкви благословил преобразование Спасо-Вифанского подворья Лавры в приписанный к ней Спасо-Вифанский мужской монастырь. Он расположен в Птицеграде, на берегу Вифанского пруда. В связи с чем нельзя исключать, что Лавра рано или поздно потребует вернуть себе земли вокруг прудов. Как уже случилось с бывшим городским парком культуры и отдыха (Пафнутьевым садом) и что уже произошло с берегом Белого пруда.

Александр ГИРЛИН

Фото автора и Алексея СЕВАСТЬЯНОВА